Берегись автомобиля фото со съемок

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Отправляемся в путешествие по улицам столицы вместе с Деточкиным и выясняем, откуда взялась идея фильма и кто мог сняться вместо Смоктуновского.

Весной 1966 года на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» про честного и благородного жулика Юрия Деточкина. Фильм разобрали на цитаты, его оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики: лента получила несколько премий, в том числе на кинофестивалях в Сиднее и Мельбурне. Вспоминаем великолепные актерские дуэты и путешествуем по местам съемок.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

С Деточкиным по Москве

Хотя в начале фильма закадровый голос Юрия Яковлева утверждает, что неизвестно, где произошла эта история, большинство сцен фильма снято в Москве. Да и во время разговора в пивной Деточкин рассказывает Подберезовикову, как после очередного дела он вернулся в Москву. Посмотрим, где снимали фильм и как некоторые из этих мест выглядят сейчас.

Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет Любин троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), на фоне хорошо видно церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

Люба не особенно расположена беседовать с женихом — как мы вскоре узнаем, его бесконечные командировки кажутся ей очень подозрительными. Героиня закрывает двери троллейбуса прямо перед носом у несчастного Деточкина и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).

На площади мы видим зебру, а сейчас все переходы здесь убраны под землю. Кстати, изменилось еще кое-что — общественный транспорт продолжает двигаться вниз по Варварке по выделенной полосе, а вот автомобили сейчас едут в противоположном направлении, то есть от Варварских Ворот в сторону Кремля.

Вместе с Деточкиным по его служебным делам мы попадаем в дом 2а на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» Семицветова, которую будет угонять с таким упорством.

В кадре на фоне Деточкина по Смоленскому метромосту проезжает поезд. Сейчас такой кадр поймать невозможно, потому что мост в этом месте надстроили закрытой галереей и проходящие поезда уже не видно. Кроме того, к мосту сейчас примыкает тяговая подстанция. Зато прекрасный образец сталинского ампира на заднем плане — дом 5/13 на Смоленской набережной — практически не изменился.

Здесь же снято еще несколько сцен. Пока в квартире Семицветовых идет вечеринка, Деточкин под покровом ночи предпринимает вторую попытку угона. Первую, как мы помним, сорвала сигнализация, теперь ее удалось отключить. Пока Деточкин роется под капотом, мы можем обратить внимание на темные силуэты зданий на заднем плане. Это дом с изящной башенкой, расположенный на противоположном берегу Москвы-реки (набережная Тараса Шевченко, дом 1).

А наш герой тем временем залезает в машину и попадает в капкан. Пока Деточкин, обливаясь потом и слезами, пилит его, вечеринка Семицветовых подходит к концу и толпа гостей навеселе вываливает к машине. Подъезд, из которого выходит компания, изменился, но все еще узнаваем. Деревянную дверь со стеклами сменила обыкновенная железная, появился козырек, а колонны стали гладкими.

Итак, угнать машину снова не получается, несчастный Деточкин хромает к невесте: «Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов». Но герой вернется сюда еще раз, и ему не помешает даже гараж, который поставили Семицветовы. Деточкин нанимает автокран, поднимает гараж и наконец увозит «Волгу». Интересно, что рассказали о таком дерзком способе угона машины Рязанову в милиции, и он решил использовать идею в своем фильме. Кстати, история о человеке, который ставил капкан на жулика, тоже подлинная.

А мы немного вернемся назад и рассмотрим еще одну интересную локацию съемок. У Димы Семицветова еще есть машина, и он ездит на ней на работу в комиссионный магазин. Снимали в настоящей комиссионке, магазин располагался на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки (тогда — улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.

В этих сценах за Семицветовым очень комично следит Деточкин: надвигает шляпу на лоб, прячется за углом и вообще действует с очень серьезным выражением лица. Когда Деточкин переходит через бульвар, в кадр попадает угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Храм закрыли в конце 1930-х, сняли кресты и разобрали ограду. Здание отдали тресту «Артикпроект», в 1950-х годах здесь разместили музей «Советская Арктика», а с 1960-го — Музей морского флота СССР. Православной церкви храм вернули только в 1991 году.

Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали не в Москве.

А на улицах столицы развернулась, возможно, менее зрелищная, но не менее динамичная погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Там еще нет Самотечной эстакады, ее начнут строить только в 1967 году. На светофоре Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении. В конце они сворачивают в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), и Любе приходится остановиться, потому что контактная линия закончилась и у троллейбуса слетают рога.

Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде. В кадр попали Провиантские склады, в которых тогда находилась автобаза армейского Генштаба. Один из операторов картины Анатолий Мукасей (вторым был Владимир Нахабцев) вспоминал, что эту сцену снимали из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского «Здравствуй Люба, я вернулся», которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта немая сцена вошла в итоговый монтаж и советский кинематограф пополнился невероятно трогательным, сильным и в то же время очень простым и человечным финалом.

Category:

  • Кино
  • Cancel

И. Смоктуновский на съёмках «Берегись автомобиля». Фотопробы и фотографии со съёмок

«Это же кино!» — воскликнул режиссер Эльдар Рязанов, когда Юрий Никулин рассказал ему услышанную в Куйбышеве байку о том, как правдолюб — водитель автобазы, отсидев в тюрьме (его подставили жулики, с которыми он боролся), стал мстить сослуживцам — угонял у них машины, отдавал деньги в детдома, а попавшись с поличным, получил условный срок.

Рязанов тщетно искал героя этой истории через правоохранительные органы, хотя в разных городах рассказывали похожие истории. Так что Деточкин — персонаж фольклорный. И должен был его играть любимый народом Юрий Никулин. Не случайно зовут Деточкина Юрием, а его сына — Максимом. Но Никулин от роли отказался

После Никулина образ Деточкина «примеряли» Леонид Куравлев и Олег Ефремов

Вспоминает Э. Рязанов:

«Леонид Куравлев оказался достоверен, правдив, симпатичен, но в нем все же… не было эдакого легкого сдвига. С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Пробовали и Олега Ефремова. Он прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина на экране, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!» И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника».

И тут режиссер вспомнил про Иннокентия Смоктуновского. Съемочная группа выехала в Ленинград, чтобы сделать кинопробу на месте. Кинопроба получилась не очень хорошая, но Рязанов понял, что он безоговорочно верит этому Деточкину!

А вот Смоктуновский в успех не поверил, прислал телеграмму с вежливым отказом, сославшись на проблемы со здоровьем, и удалился отдыхать на дачу в ста километрах от Ленинграда. Но Рязанов достал его и там!..

[Источник]Источник

www.gaz21volga.com/films/beregis/beregis.htm


Смотрите также:

В. Соломин, И. Масленников, В. Ливанов на съёмках «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», 1979 год Ролан Быков, Кристина Орбакайте и Юрий Никулин на съёмках фильма «Чучело», 1982 год Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин на съёмках фильма «Хозяин Тайги», 1968 год Олег Янковский на съёмках фильма «Тот самый Мюнхгаузен» Анатолий Папанов, Андрей Миронов и Марк Захаров на съёмках фильма «Двенадцать стульев»

Лирическая комедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет — о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома.

Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах — в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать её из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена.

«Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное». Отсутствие реального прототипа озадачило авторов сценария, но не заставило отказаться от замысла. Сочиняя своего героя, они, по свидетельству Э. Рязанова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали Дон Кихот, чаплиновский Чарли и князь Мышкин.

«Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».

Редакторам Госкино в сценарии понравилось всё, кроме того обстоятельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ОБХСС, что такой-то человек — жулик и живёт на нетрудовые доходы.

Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий — из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины; фильм был «законсервирован».

Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошую прессу, — за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро».

По свидетельству Э. Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на роль Деточкина возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать. Тогда на главную роль был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев.

Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне, при этом фактически отказавшись от предложенной роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он, но из-за занятости и усталости актёр отказался.

Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек».

В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект отстранения характера главного героя. Здесь актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!»

При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного».

А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съемочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных.

«Тебя посодют, а ты не воруй», «Твой дом — тюрма» и «Положь птичку» придумал для роли тестя Семицветова Анатолий Папанов. В сценарии реплики подполковника-отставника были куда скучнее, да и сам образ не был смешным. Но режиссер всерьез собирался переснять сцены, в которых Папанов был в комедийном «ударе»: ему казалось, что актер переигрывает. Заново отснять не понравившиеся эпизоды не позволил лишь дефицит времени.

Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.


Автор: Тара-Амингу

А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».

По воспоминаниям Ольги Аросевой, ей действительно пришлось водить по улицам Москвы троллейбус (для чего она прошла курсы водителей троллейбуса), причём пришлось выехать на маршрут, и пассажиры в троллейбусе были настоящими, а не массовкой.

Но вот в сцене погони за машиной с Деточкиным за рулем сидела не актриса, а дублерша по имени Зинаида. В те времена еще не было гидроусилителя руля, и справиться с крутыми поворотами на большой скорости помогла опытная водитель троллейбуса из московского машинного парка №3.

Также был вынужден научиться ездить и Смоктуновский. Угонщик должен был уметь хотя бы тронуться с места. Остальное в фильме делал каскадер Александр Микулин. Все трюки дублер выполнял сам, комбинированные съемки не понадобились. На полном ходу Микулин пролетал под едущим грузовиком, разворачивался на полкруга, въезжал на мчащийся трейлер, съезжал на откос шоссе и лихачил по ухабам во время милицейской погони.

Режиссер преклонялся перед бесстрашным трюкачом. Возможно, еще и потому, что поучаствовать в трюках ему пришлось лично. После удачных дублей каскадер предлагал Рязанову повторить отснятое, но уже с пассажиром в кабине. Пассажиром должен быть режиссер — чтобы понял, как это всё даётся спортсменам. При этом простодушный смельчак Микулин не хотел нагнать страха на Эльдара Александровича, а просто предлагал ему новые эмоции от риска. Рязанов держался из последних сил, но, проезжая под движущимся трубовозом, невольно пригнул голову и вжался в сиденье, чем очень развеселил каскадера.

Кстати, при всех сложностях трюков Микулин не имел права повредить реквизит — в его распоряжении была лишь одна легковая машина (зато в сцене погони использовалось несколько мотоциклов с коляской).

Мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которой Деточкин ушёл от погони, снималась также в фильмах «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм». В сцене погони милиционера за Деточкиным снималось несколько разных тяжёлых мотоциклов.

В кадрах фильма можно увидеть различные районы Москвы. Дима Семицветов работает в комиссионном магазине на улице Сретенка, а живёт в районе Смоленского метромоста. Сцену, где Деточкин, желая начать честную жизнь, выбрасывает в реку свои аксессуары, снимали в районе Большого Устьинского моста.

Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом. Самодеятельный театр репетирует в ДК завода «Каучук». Юрий Деточкин отправляет телеграмму из ныне не существующего 291 отделения связи г. Москвы.

Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В «Берегись автомобиля» он разговаривает своим голосом.

Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану (shauey@yandex.ru) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс, где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!
одноклассник.jpg tw.png inst.png

Фильм «Берегись автомобиля» (1966)

1966

Все актёры и съёмочная группа

режиссёр

операторы

сценаристы

композитор

директоры

режиссёр

операторы

сценаристы

композитор

директоры

художники

монтажёр

Похожие фильмы

Блестящая кинокартина «Берегись автомобиля» вышла на экраны в 1966-м. Фильм уже стал культовым для отечественных зрителей. И не только. Съемки начались за год до премьеры и проходили в основном в столице Советского Союза. Несколько эпизодов были сняты в Одессе. Но все по порядку.

Замысел

В первой половине 60-х режиссер Эльдар Рязанов, уже прославившийся своей картиной под названием «Карнавальная ночь», находился в мучительном поиске сюжета для нового фильма. Тогда же он познакомился со сценаристом Эмилем Брагинским. Эта встреча в результате превратилась в длительное сотрудничество.

Именно они случайно узнали про некого советского «Робин Гуда». Этот человек угонял автомобили людей, которые жили на нетрудовые доходы. После этого он продавал машины, и все средства переводил в некоторые детские дома. Из этих денег он принципиально никогда и ничего не брал.

Многие утверждали, что все эти события разворачивались в Одессе. Другие – в Питере или в Москве. Третьи считали, что все это было в Ростове. Ну и, наконец-то, четвертые были уверены, что преступления этого благородного угонщика были совершены в Куйбышеве. Не зря же несколько лет назад в этом городе даже поставили памятник Деточкину.

Как бы то ни было, Рязанов и Брагинский не на шутку заинтересовались этой историей. Через некоторое время они написали сценарий и начались съемки.

где снимали берегись автомобиля

Актерский состав

На роль главного героя пробовались Юрий Никулин, Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Последнему в результате предложили сыграть следователя Подберезовикова. Тот, конечно, согласился, но заметил, что гораздо интереснее ему исполнять роль все-таки Деточкина.

В результате Рязанов уговорил сыграть этого персонажа И. Смоктуновского. Он клятвенно пообещал, что в крайнем случае готов перенести действие картины из советской столицы в Питер. Он говорил, что он создаст ему поистине царские условия для продолжения работы.

Дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова впервые появился именно в этой ленте. С последним Рязанов вообще только-только встретился. И это знакомство оказалось очень плодотворным. На протяжении последующих двух десятилетий они искренне симпатизировали друг другу. Хотя некоторые шероховатости случались между ними.

Что касается Папанова, то когда фильм уже сложился, Рязанов признался, что актер играл очень ярко. Те изречения, которые были созданы Папановым, стали лейтмотивом всей картины.

где снимали фильм берегись автомобиля

Первые кадры

Где происходили съемки «Берегись автомобиля»? Любопытно, но вначале ленты закадровый голос утверждал, что в каком городе эта история произошла на самом деле, трудно сказать. Хотя главный персонаж обмолвился, что когда он продал последний угнанный автомобиль, он вернулся в советскую столицу. Одним словом, события «Берегись автомобиля» разворачивались все-таки в Москве.

В самом начале кинокартины главный герой ожидает троллейбус, за рулем которого находится его любимая женщина – Люба. Деточкин стоял на улице Разина, которую на данный момент именуют Варваркой.

Тем временем возлюбленная угонщика машин не смогла разговаривать с ним, и ее троллейбус начал спускаться к площади Ногина. Сейчас она называется «Варварские ворота».

Между прочим, на этом месте съемок «Берегись автомобиля» был пешеходный переход. На данный момент функционирует и подземный.

Кстати, этот эпизод снимался в два этапа. На этой территории съемочная бригада трудилась в августе и сентябре 1965-го.

где снимали берегись автомобиля погоня

Метромост

Следующие кадры связаны с непосредственной профессиональной деятельностью Деточкина. Он работал страховым агентом и в данном конкретном случае страховал имущество другого героя ленты — Димы. Эту роль доверили исполнить Андрею Миронову.

Где снимали «Берегись автомобиля» (фильм 1967 года)? Конкретно этот эпизод снимался в московском павильоне в самом конце декабря 1965-го. Но после этого появляются новые кадры с видами столицы. Так, главный герой шел по улице и впервые увидел «Волгу» мироновского персонажа. Позади – один из московских метромостов, на котором был запечатлен проезжающий поезд.

Это место съемок фильма «Берегись автомобиля» расположено между Бородинским и Новоарбатским мостами. На заднем плане снято и здание. Заметим, сейчас оно выглядит так же, как и пятьдесят лет назад.

Но в целом при желании такой ракурс снять уже невозможно. Дело в том, что там появился и надстроенный тоннель, который закрывает нужный обзор. Впрочем, к этому району мы еще вернемся.

«Волга»

На следующей сцене вновь появляется герой Андрея Миронова. Съемки проходили 6 августа того же года. Миронов, перевоплотившийся в образ Димы, передвигался на своем автомобиле «Волга» по улице. Затем машина совершила левый поворот и остановилась. После этого автомобиль продолжил свое движение и пересек улицу. Если внимательнее посмотреть на здания, сразу видно, что Миронов ехал по Сретенке. Любопытно, там видны и трамвайные рельсы. Дело в том, что в те времена по этой улице в действительности ходил этот общественный транспорт.

Кроме того, можно заметить не только угловое здание, в котором располагался «Комиссионный магазин», но и церковь. Правда, этот храм тогда был закрыт. Он перестал функционировать с октябрьских событий 1917-го. В самом начале 1960-го в этом здании располагалась выставка под названием «Морской флот СССР». К слову, в этом эпизоде последние два слова этой вывески мимолетно можно еще заметить.

От церкви герой Миронова повернул налево и вышел из автомобиля. В те времена рядом находился табачный киоск. Эти эпизоды были сняты в период 17.08–20.08.1965-го. А вот продавца сигарет сняли еще шестого августа.

съемки берегись автомобиля

«Комиссионка»

Когда персонаж Миронова припарковал машину, он направился в «комиссионку», о которой мы говорили выше. Заметим, этот магазин работает и сейчас. Только теперь он называется «Цветы на Сретенке».

Итак, герой, двигаясь в сторону магазина, перешел Рождественский бульвар. А Деточкин всячески следил за его передвижениями. Он спрятался за углом церкви, а потом решил перейти дорогу. Этот эпизод снимался в самом начале осени 1965-го.

Следующая сцена в фильме «Берегись автомобиля» (1966) — торговля Миронова в комиссионном магазине. Герой Миронова пытается уговорить покупательницу, чтобы она приобрела у него магнитофон марки «Грюндиг». В роли женщины снялась Галина Волчек. Эта версия была готова 15 марта 1966-го. Над сценой съемочная бригада трудилась до позднего вечера. Кстати, существовал и первый ее вариант. Причем, исполняла эту роль совершенно другая актриса.

Вечеринка Димы

Очередной эпизод фильма – квартира героя Миронова. В этих стенах вовсю шла «вечеринка». В это же время Деточкину удалось открыть капот машины Димы и отключить сигнализацию. Как видно, место угона – тот же район метромоста. Отчетливо видны очертания довольно больших зданий, которые высятся на противоположном побережье Москвы-реки. Слева можно заметить угол жилого дома. При этом в нем светятся два окна.

После шумного застолья хозяин квартиры с гостями вышел неуверенной походкой из подъезда, перед крыльцом которого хорошо виден канализационный люк. Он, кстати, сохранился до сих пор.

Вся нетрезвая кампания вышла за угол слева. Перед ними – любимая машина «Волга» Димы. А за ней — тот же метромост.

Как известно, гости персонажа Миронова попросили прокатить его на автомобиле. И тот не смог отказаться. Эта сцена снималась 15 октября 1965-го. Если обратить внимание, то камера захватывает ряд гаражей и здания на другом берегу Москвы-реки.

После веселой езды на автомобиле умиротворенные гости отправились по домам. Дима, как и они, пошел спать. Данный эпизод был снят еще девятого сентября того же года.

Далее по сюжету главный герой попал в капкан. Ему удалось освободиться из западни и, прихрамывая, он пошел вдоль того же метромоста. Сооружение находится слева. Что любопытно, справа можно увидеть множество домов. Эти здания уже не существуют.

Как говорилось выше, позднее был построен тоннель. И если поезд спускается с моста, он не будет виден. Но зато в кадре состав можно отчетливо рассмотреть.

Кстати, над 2-м фонарем можно заметить часть башенки. Она прекрасно видна, и это сооружение отлично сохранилось.

Сцену с капканом снимали в самом конце сентября того же года.

По сюжетной канве Миронов и Папанов отправились на загородный дачный участок. Эти персонажи занимались строительством дома. Эпизод снимался в Нахабино. По сути, эта местность не изменилась.

берегись автомобиля фильм 1966

Угон

Сюжет с подниманием гаража и непосредственным угоном, который снимался в ночное время суток, не станем рассматривать. Так как к этому мы вернемся снова, когда будет известно, что «Волгу» все-таки угнали.

Итак, с утра герой Миронова со своей супругой находились около гаража. Они попросили своего соседа, которого блестяще сыграл Вячеслав Невинный, посмотреть их машину. Заметим, в кадре видно, что на заднем плане высится большое здание, на котором красуется вывеска магазина «Турист». Также, когда вся троица подошла к дверям гаража, шли два состава метро. При этом один поезд двигался в горку, слева направо, а второй, соответственно, спускался. Это означает, что в кадре Москва-река находилась справа. То есть гараж героя Миронова был расположен на противоположной стороне метромоста, напротив их дома. А его можно разглядеть, когда как раз двигались два поезда.

Этот эпизод снимали три дня – 23, 25 и 26 октября 1965-го.

«Берегись автомобиля»: где снимали сцену погони?

Следующей сценой стала встреча Деточкина с представителем закона. Его сыграл Г. Жженов. Как вы помните, главного героя остановил именно он. Его милицейский мотоцикл заглох, и Деточкин помог завести его. Эпизод сняли 7 сентября 1965–го на Киевском шоссе (35-й км).

После этого персонаж Жженова соизволил проводить главного героя до почтового отделения, которое находилось в здании гостиницы. Заметим, в кадре было написано «291 отделение связи».

Затем служитель закона проверял автомобили. Эти съемки продлились два дня – 30.09.–01.10 того же года.

Очередной эпизод является поистине самым знаменитым. Речь идет об известной погоне. Где снимали погоню в фильме «Берегись автомобиля»? Что касается трюков с участием каскадеров, эти сцены были сняты на Машкинском шоссе и на пересечении МКАД и Внуковского шоссе пятого августа. Кроме того, съемочной бригаде пришлось снимать отдельные моменты этой гонки. Это было в конце октября, на Куркинской трассе.

Затем ночью Деточкин оказался в троллейбусном депо. Этот сюжет снимали в троллейбусном парке, что в Филях. Съемки происходили девятого ноября.

Далее Деточкин решил окончательно не заниматься угонами. Он выбросил в Москву-реку шляпу, перчатки и, конечно же, документы. После погони где снимали «Берегись автомобиля»? Это место легко идентифицировать. Главный герой находился под Большим Устинским мостом. Сзади видно высотное здание. В нем располагался кинотеатр «Иллюзион».

С другой стороны моста, у воды, Деточкин вылавливал из реки свои вещи. Увы, точный ракурс не представляется возможным. В противном случае пришлось бы заходить в воду…

берегись автомобиля 1966

Кстати…

Когда Деточкин пытается скрыться от погони (где снимали «Берегись автомобиля», вам уже известно), за рулем «Волги» находился дублер Смоктуновского. Он был профессиональным каскадером, и звали его Александр Микулин.

Мастер смог сделать абсолютно все трюки. Никаких комбинированных съемок вообще не было. Ему, в действительности, на полной скорости удавалось проскакивать под грузовик, разворачиваться на 180 градусов и прятать автомобиль на откосе трассы, чтобы служители правопорядка не нашли его. Затем он мчался по рытвинам и кочкам.

Когда «аттракцион» был снят, Микулин предлагал Рязанову повторить трюк. И тогда режиссер садился с ним в салон, чтобы испытать его ощущения. Честно говоря, большой необходимости в повторах вообще не было. Каскадер просто устраивал ему некоторую проверку. По большому счету, режиссер буквально преклонялся перед Микулиным.

Кстати, в трюках он пользовался единственной машиной, которая была получена с заводского конвейера. При этом каскадер даже не имел права поцарапать авто. Самое главное, с этой нелегкой задачей он справился просто отлично.

Проезд Деточкина

Еще где снимали фильм «Берегись автомобиля»? Довольно интересной сценой является проезд главного героя на «Волге» по Садовому кольцу. Деточкин едет на том месте, где через два года появится эстакада у станции метро «Цветной бульвар». Его машина двигалась в сторону м. «Маяковская».

Люба, как водитель троллейбуса, на запретительном сигнале светофора увидела автомобиль Деточкина. Она останавливалась как раз на том месте, где за сорок метров начнется новая современная эстакада.

Затем началась погоня. Ее финал снимался в противоположенном направлении на этом кольце. Любимая женщина Деточкина передвигалась за «Волгой». Она повернула направо и ехала по ул. Ермоловой. На данный момент она является Большим Каретным переулком.

Далее Деточкин решил позвонить своему приятелю по самодеятельному театру. Он трудился следователем. Будка, где главный герой звонил по телефону, находилась на Арбатской площади. Кроме того, из окошка можно заметить ресторан «Прага».

Потом Деточкин отправился в прокуратуру. Он уже подошел к подъезду. Этот эпизод был снят на Лермонтовской площади. Ныне ее именуют Красными Воротами.

места съемок фильма берегись автомобиля

Финал

ДК предприятия «Каучук» превратился в самодеятельный театр, где в свободное время актерствовали герои Смоктуновского и Ефремова. Правда, парадный вход заведения решили снимать в Одессе.

Для сцен судебного процесса съемочная бригада отправилась в Мосфильмовской павильон. Это произошло 15 февраля 1966-го. Через два дня сняли эпизод с Папановым, когда он бросил крылатую фразу «Свободу Юрию Деточкину!» Еще через день снимали речь начальника главного героя и последнее слово персонажа Смоктуновского.

Финальные сцены были сняты в самом начале марта того же года. Камера выхватывала Таганскую площадь, Николоямскую улицу и знакомый нам «Иллюзион».

Потом был показан троллейбус Любы. Он ехал по эстакаде, в районе Таганской площади. После этого камера снимала Любу в кабине. За ней можно увидеть станцию метро «Парк культуры». А это означает, что любимая Деточкина уже ехала по эстакаде над Садовым кольцом. Ну а впереди стоял и ее возлюбленный, который уже оказался на свободе…

Триумф

Фильм вышел на экраны в конце весны 1966-го. В прокате он занял заслуженное одиннадцатое место. Его зрителями стали двадцать девять миллионов человек.

Немногим позже ряд международных кинофестивалей приняли решение наградить картину соответствующими дипломами. Тогда же, но в Испании, Смоктуновский был признан лучшим актером. На следующий год ленте снова был вручен очередной диплом. Речь идет о фестивале в Мельбурне.

В 80-х картина была выпущена на видеокассетах под маркой «Видеопрограмма Госкино СССР», а чуть позже — «Крупный план».

В «нулевых» фильм появился и на DVD. Причем, присутствовали не только русские субтитры, но и своеобразное дополнение, которое называлось «История создания картины».

В 2013-м вышла версия картины в формате Blu-Ray. Кстати, именно тогда она была отреставрирована.

Летом следующего года выпустили и цветную версию фильма. Между прочим, великий Рязанов успел принять участие в этом процессе. Его не стало в 2015-м. А работа над колоризацией картины продолжалась. Премьера этой работы состоялась совсем недавно и была приурочена к 90-летию мастера.

?
?

LiveJournal

Log in

If this type of authorization does not work for you, convert your account using the link

Берегись автомобиля. Фото со съемок

Нравится блог? Добавляй в друзья. Хочешь взаимности, отпишись в верхнем посте.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берегись автомобиля фильм смотреть в одноклассниках
  • Берегись автомобиля фильм смотреть бесплатно в хорошем качестве в цвете
  • Берегись автомобиля тема по окружающему миру 2 класс
  • Берегись автомобиля табличка с подсветкой купить
  • Бензиновый детский автомобиль на пульте управления