Берегись автомобиля главный герой фамилия актера

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Отправляемся в путешествие по улицам столицы вместе с Деточкиным и выясняем, откуда взялась идея фильма и кто мог сняться вместо Смоктуновского.

Весной 1966 года на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» про честного и благородного жулика Юрия Деточкина. Фильм разобрали на цитаты, его оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики: лента получила несколько премий, в том числе на кинофестивалях в Сиднее и Мельбурне. Вспоминаем великолепные актерские дуэты и путешествуем по местам съемок.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

С Деточкиным по Москве

Хотя в начале фильма закадровый голос Юрия Яковлева утверждает, что неизвестно, где произошла эта история, большинство сцен фильма снято в Москве. Да и во время разговора в пивной Деточкин рассказывает Подберезовикову, как после очередного дела он вернулся в Москву. Посмотрим, где снимали фильм и как некоторые из этих мест выглядят сейчас.

Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет Любин троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), на фоне хорошо видно церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

Люба не особенно расположена беседовать с женихом — как мы вскоре узнаем, его бесконечные командировки кажутся ей очень подозрительными. Героиня закрывает двери троллейбуса прямо перед носом у несчастного Деточкина и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).

На площади мы видим зебру, а сейчас все переходы здесь убраны под землю. Кстати, изменилось еще кое-что — общественный транспорт продолжает двигаться вниз по Варварке по выделенной полосе, а вот автомобили сейчас едут в противоположном направлении, то есть от Варварских Ворот в сторону Кремля.

Вместе с Деточкиным по его служебным делам мы попадаем в дом 2а на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» Семицветова, которую будет угонять с таким упорством.

В кадре на фоне Деточкина по Смоленскому метромосту проезжает поезд. Сейчас такой кадр поймать невозможно, потому что мост в этом месте надстроили закрытой галереей и проходящие поезда уже не видно. Кроме того, к мосту сейчас примыкает тяговая подстанция. Зато прекрасный образец сталинского ампира на заднем плане — дом 5/13 на Смоленской набережной — практически не изменился.

Здесь же снято еще несколько сцен. Пока в квартире Семицветовых идет вечеринка, Деточкин под покровом ночи предпринимает вторую попытку угона. Первую, как мы помним, сорвала сигнализация, теперь ее удалось отключить. Пока Деточкин роется под капотом, мы можем обратить внимание на темные силуэты зданий на заднем плане. Это дом с изящной башенкой, расположенный на противоположном берегу Москвы-реки (набережная Тараса Шевченко, дом 1).

А наш герой тем временем залезает в машину и попадает в капкан. Пока Деточкин, обливаясь потом и слезами, пилит его, вечеринка Семицветовых подходит к концу и толпа гостей навеселе вываливает к машине. Подъезд, из которого выходит компания, изменился, но все еще узнаваем. Деревянную дверь со стеклами сменила обыкновенная железная, появился козырек, а колонны стали гладкими.

Итак, угнать машину снова не получается, несчастный Деточкин хромает к невесте: «Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов». Но герой вернется сюда еще раз, и ему не помешает даже гараж, который поставили Семицветовы. Деточкин нанимает автокран, поднимает гараж и наконец увозит «Волгу». Интересно, что рассказали о таком дерзком способе угона машины Рязанову в милиции, и он решил использовать идею в своем фильме. Кстати, история о человеке, который ставил капкан на жулика, тоже подлинная.

А мы немного вернемся назад и рассмотрим еще одну интересную локацию съемок. У Димы Семицветова еще есть машина, и он ездит на ней на работу в комиссионный магазин. Снимали в настоящей комиссионке, магазин располагался на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки (тогда — улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.

В этих сценах за Семицветовым очень комично следит Деточкин: надвигает шляпу на лоб, прячется за углом и вообще действует с очень серьезным выражением лица. Когда Деточкин переходит через бульвар, в кадр попадает угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Храм закрыли в конце 1930-х, сняли кресты и разобрали ограду. Здание отдали тресту «Артикпроект», в 1950-х годах здесь разместили музей «Советская Арктика», а с 1960-го — Музей морского флота СССР. Православной церкви храм вернули только в 1991 году.

Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали не в Москве.

А на улицах столицы развернулась, возможно, менее зрелищная, но не менее динамичная погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Там еще нет Самотечной эстакады, ее начнут строить только в 1967 году. На светофоре Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении. В конце они сворачивают в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), и Любе приходится остановиться, потому что контактная линия закончилась и у троллейбуса слетают рога.

Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде. В кадр попали Провиантские склады, в которых тогда находилась автобаза армейского Генштаба. Один из операторов картины Анатолий Мукасей (вторым был Владимир Нахабцев) вспоминал, что эту сцену снимали из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского «Здравствуй Люба, я вернулся», которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта немая сцена вошла в итоговый монтаж и советский кинематограф пополнился невероятно трогательным, сильным и в то же время очень простым и человечным финалом.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Beware of the Car

Soviet billboard theatrical poster of the film

Directed by Eldar Ryazanov
Written by Emil Braginsky
Eldar Ryazanov
Starring Innokenty Smoktunovsky
Oleg Yefremov
Andrei Mironov
Anatoli Papanov
Narrated by Yury Yakovlev
Cinematography Anatoly Mukasei
Vladimir Nakhabtsev
Music by Andrey Petrov

Production
company

Mosfilm

Release date

1966

Running time

94 min.
Country Soviet Union
Language Russian

Beware of the Car (Russian: Береги́сь автомоби́ля, translit. Beregis Avtomobilya, English titles Uncommon Thief, or Watch out for the Automobile) is a 1966 Soviet crime comedy drama film directed by Eldar Ryazanov,[1] based on a screenplay by Emil Braginsky and produced by Mosfilm. It stars Innokenty Smoktunovsky, Oleg Yefremov, Andrei Mironov and Anatoli Papanov, among others. Beware of the Car is recognized as a satire of the film noir genre, highly unusual in Brezhnev-era society. It is credited for launching Soviet political satire as a film genre, typified by Ryazanov’s work.

Plot[edit]

Yuri Detochkin (Smoktunovsky) is a humble Soviet insurance agent who steals fancy cars from corrupt Soviet officials and scammers, disappointed by the militsiya being unable to fight the crooks. One of Detochkin’s victims is Dima Semitsvetov (Mironov), a retail embezzler mocked but tolerated by his colorful father-in-law Semyon Vasilyevich (Papanov), a retired Soviet Army officer. Dima has a dacha (registered to his father-in-law) and a Volga car (registered in his wife’s name). Meanwhile, Yuri is a commitmentphobe who has been courting his bus-driver girlfriend for years without settling down with her. In his spare time, Yuri is an amateur actor, and in his latest play, a production of Hamlet, he is playing alongside his friend, Detective Maksim Podberyozovikov (Yefremov). Not knowing who the car thief is, Detective Podberyozovikov investigates the missing cars. When he realises who is stealing them and why, the detective faces a serious moral problem, as he discovers that Detochkin has sold the cars and anonymously transferred the proceeds to the accounts of various orphanages.

Cast[edit]

  • Innokenty Smoktunovsky as Yuri Detochkin[1]
  • Oleg Yefremov as Maksim Podberyozovikov
  • Lyubov Dobrzhanskaya as Detochkin’s mother
  • Olga Aroseva as Lyuba
  • Andrei Mironov as Dima Semitsvetov
  • Anatoli Papanov as Semyon Vasilyevich
  • Tatyana Gavrilova as Inna
  • Georgiy Zhzhonov as a Militsiya officer
  • Yevgeny Yevstigneyev as an acting coach
  • Donatas Banionis as a priest
  • Lyubov Sokolova as a judge
  • Vyacheslav Nevinny as a car mechanic
  • Gotlib Roninson as Yakov Mikhailovich
  • Galina Volchek as a customer
  • Sergey Kulagin as Philippe Cartuzov
  • Yakov Lents as a tobacconist salesman
  • Nikolay Parfyonov as a prosecutor
  • Viktoria Radunskaya as Tanya
  • Boris Runge as a man with suitcases

The author’s narration was read by Yury Yakovlev.

Production[edit]

The film’s name is derived from traffic signs warning of locations where cars could potentially hit pedestrians or motorists, such as parking garages.

Signs reading «Beware of the Car», warning of locations where cars could potentially hit pedestrians or motorists. These signs were common in Soviet cities.

In the film, Detochkin and Podberezovikov act together in an amateur theatre which rehearses Hamlet – a play from Smoktunovsky’s real-life acting career: he was reputed as the «best Hamlet on the Soviet stage» and starred in a celebrated film adaptation.[1]

The waltz[2] performed in the film is a distinguished melody composed by Andrey Petrov. Sergey Nikitin’s repertoire includes a song named Glass Gentleman (lyrics by Yevgeny Yevtushenko), which used a waltz from the film.

All of the cars stolen by Detochkin are the GAZ-21 Volga model, the most prestigious Soviet car of the time. The GAZ-21 was the standard personal car for the Soviet elite, a satire element of the film which Ryazanov found very hard to get approved.

One scene featuring a petrol station includes American vehicles such as a 1955 Buick and a 1955 Oldsmobile. These were an extremely rare sighting for the location, since the United States had sanctions on the USSR and did not sell these cars within the Eastern Bloc.
According to many modern psychologists, Yuri Detochkin has Asperger’s syndrome. For example, in his behavior there are elements of stimming, and an obsession with justice, and various talents (the talent of a burglar, a driver, an actor, and a private detective). At the same time, clumsiness and asociality, as well as altruism.

Awards[edit]

The film was the leader of Soviet film distribution for 1966, viewed by 29 million people.[3] Innokenty Smoktunovsky was recognized as the Best Actor of 1966.

The film won awards at the 1966 Edinburgh International Film Festival, 1966 Sydney Film Festival, 1967 Melbourne International Film Festival, and 1969 Cartagena Film Festival.

See also[edit]

  • Gone in 60 Seconds (1974 film), an American film that also focuses on an insurance agent who is secretly a car thief
  • Gone in 60 Seconds (2000 film), a loose remake of the 1974 film with different characters, including a detective who pursues the main character, whom he knows personally

References[edit]

  1. ^ a b c Как Гамлет стал Деточкиным (интервью с Эльдаром Рязановым)
  2. ^ Waltz — instrumental — MP3 — 3,7 MB — 128 Kbps at Cinema music (1938 — 1985) website (in Russian)
  3. ^ Берегись автомобиля on KinoPoisk

External links[edit]

  • Beware of the car on YouTube
  • Beware of the Car at IMDb
  • Beware of the Car at AllMovie

Фильм «Берегись автомобиля»: актеры и роли

  • Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)
  • Олег Ефремов (1927-2000)
  • Любовь Добржанская (1905-1980)
  • Ольга Аросева (1925-2013)
  • Андрей Миронов (1941-1987)
  • Татьяна Гаврилова (1939-2000)
  • Анатолий Папанов (1922-1987)
  • Евгений Евстигнеев (1926-1992)

Фильм «Берегись автомобиля» как в 1966 году, так и сейчас производит на зрителя исключительно положительное впечатление. В картине нашлось место и для чувствительного серийного угонщика машин, и для дисциплинированного следователя, который в свободное от поимки преступников время играет в народном театре.

Наличие таких выразительных главных героев подразумевало наличие не менее выразительных главных актеров. Поэтому неудивительно, что на главные роли были приглашены уже состоявшиеся звезды. Благодаря блестящему сценарию фразы из «Берегись автомобиля» разошлись на цитаты, а вальс композитора Андрея Петрова и сейчас приходит на ум при упоминании фильма.

Редакция 24СМИ рассказывает любителям комедийных лент о судьбе артистов картины, составив список с фотографиями.

Иннокентий Смоктуновский (1925-1994)

Фильм "Берегись автомобиля": актер Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина

Фильм «Берегись автомобиля»: актер Иннокентий Смоктуновский в роли Юрия Деточкина

Один из центральных персонажей ленты — страховой агент Юрий Деточкин, который в свободное время ворует автомобили. Эта роль в фильме досталась актеру Иннокентию Смоктуновскому.

Несмотря на противозаконность действий, герой артиста вызывал у публики уважение, ведь заработанные деньги он пересылал в детские дома.

После выхода картины в свет артист продолжил сниматься в кино и играть в театре.

Олег Ефремов (1927-2000)

Фильм "Берегись автомобиля": актер Олег Ефремов в роли Подберезовикова

Фильм «Берегись автомобиля»: актер Олег Ефремов в роли Подберезовикова

Фильм-сказка "Морозко": актеры и судьба

Роль следователя Максима Подберезовикова, пытавшегося поймать Деточкина, досталась актеру Олегу Ефремову.

Изначально режиссер ленты хотел, чтобы Ефремов перевоплотился в Робина Гуда из народа, но судьба внесла свои коррективы, и Олег стал представителем закона.

Съемки в «Берегись автомобиля» не только увеличили армию поклонников артиста, но и принесли ему множество новых предложений о работе.

Любовь Добржанская (1905-1980)

Фильм "Берегись автомобиля": актриса Любовь Добржанская в роли мамы Юрия Деточкина

Фильм «Берегись автомобиля»: актриса Любовь Добржанская в роли мамы Юрия Деточкина

Имя актрисы Любови Добржанской было малоизвестно зрителям. В фильме она перевоплотилась в маму персонажа Иннокентия Смоктуновского.

После завершения съемок кинематографическая биография артистки пополнилась еще парой новых проектов. Среди них самым популярным стал фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», в котором коллегами Добржанской по съемочной площадке стали Юрий Яковлев и Лия Ахеджакова.

Ольга Аросева (1925-2013)

Фильм "Берегись автомобиля": актриса Ольга Аросева в роли Любы

Фильм «Берегись автомобиля»: актриса Ольга Аросева в роли Любы

В отличие от Добржанской, актрису Ольгу Аросеву зритель уже знал по фильмам «Мы с вами где-то встречались» и «Гость с Кубани».

В картине Эльдара Рязанова артистка перевоплотилась в Любу — водителя троллейбуса, являющуюся также невестой Юрия Деточкина.

Затем кинематографическая копилка артистки пополнилась множеством работ, а в 1989 году Аросева стала участницей развлекательного шоу «Кабачок «13 стульев»».

Андрей Миронов (1941-1987)

Фильм "Берегись автомобиля": актер Андрей Миронов в роли Семицветова

Фильм «Берегись автомобиля»: актер Андрей Миронов в роли Семицветова

Еще одно известное имя в составе актеров — Андрей Миронов. В фильме артист сыграл Диму Семицветова — владельца комиссионного магазина, иногда торгующего из-под прилавка.

Лента «Берегись автомобиля» стала точкой отсчета в череде звездных ролей советского мастера перевоплощений. После премьерного показа картины фильмография Миронова пополнилась десятком новых работ, среди которых многие («Бриллиантовая рука», «12 стульев») стали культовыми.

Татьяна Гаврилова (1939-2000)

Фильм "Берегись автомобиля": актриса Татьяна Гаврилова в роли Инны

Фильм «Берегись автомобиля»: актриса Татьяна Гаврилова в роли Инны

Фильм "Летят журавли": актеры и судьба

Жену персонажа Андрея Миронова сыграла актриса Татьяна Гаврилова. Героиня артистки Инна — крайне склочная и шумная дама — вызывала у зрителей смешанные чувства.

В 70-х востребованность артистки пошла на спад. В этот закатный период самой запоминающейся работой Гавриловой стала роль преступницы Люсьен в фильме Василия Шукшина «Калина красная».

В конце 90-х Гавриловой присудили звание народной артистки РФ.

Анатолий Папанов (1922-1987)

Фильм "Берегись автомобиля": актер Анатолий Папанов в роли Сокола-Кружкина

Фильм «Берегись автомобиля»: актер Анатолий Папанов в роли Сокола-Кружкина

Второстепенную роль подполковника в отставке — Семена Сокола-Кружкина, являющегося также тестем Семицветова, — исполнил актер Анатолий Папанов.

Зритель по сей день помнит этого артиста как контрабандиста Лелика из легендарной комедии «Бриллиантовая рука». Позже лицедей, хорошо зарекомендовавший себя у режиссеров, снялся в ряде культовых лент. Правда, в большинстве из них у Папанова были эпизодичные роли.

Евгений Евстигнеев (1926-1992)

Фильм "Берегись автомобиля": актер Евгений Евстигнеев в роли режиссера народного театра

Фильм «Берегись автомобиля»: актер Евгений Евстигнеев в роли режиссера народного театра

Фильм "Небесный тихоход": актеры и судьба

Еще один великий артист — Евгений Евстигнеев — также был удостоен роли второго плана. В ленте он сыграл режиссера народного театра, на сцене которого выступали персонажи Ефремова и Смоктуновского.

После выхода в свет комедии Евгений в разы увеличил армию своих поклонников, снявшись в лентах «Семнадцать мгновений весны», «По семейным обстоятельствам», «Золотой теленок» и «Место встречи изменить нельзя».

ИвиИви

К фильму

Берегись автомобиля: актеры и создатели фильма

  • Создатели
  • Отзывы7
  • Рецензии
  • Трейлеры1

Режиссёр

  • Эльдар

    Рязанов

    10 фильмов

Актёры

  • Иннокентий

    Смоктуновский

    9 фильмов

  • Олег

    Ефремов

    9 фильмов

  • Любовь

    Добржанская

    2 фильма

  • Анатолий

    Папанов

    8 фильмов

  • Ольга

    Аросева

    4 фильма

  • Андрей

    Миронов

    13 фильмов

  • Георгий

    Жжёнов

    3 фильма

  • Евгений

    Евстигнеев

    8 фильмов

  • Донатас

    Банионис

    4 фильма

  • Любовь

    Соколова

    12 фильмов

  • Вячеслав

    Невинный

    8 фильмов

  • Готлиб

    Ронинсон

    7 фильмов

  • Галина

    Волчек

    2 фильма

  • Татьяна

    Гаврилова

    2 фильма

  • Антонина

    Максимова

    3 фильма

  • Сергей

    Кулагин

    2 фильма

Продюсер

  • Ефим

    Голынский

    3 фильма

Операторы

  • Анатолий

    Мукасей

    7 фильмов

  • Владимир

    Нахабцев

    6 фильмов

Художники

  • Борис

    Немечек

    4 фильма

  • Лев

    Семенов

    1 фильм

  • Мариам

    Быховская

    5 фильмов

Сценаристы

  • Эльдар

    Рязанов

    10 фильмов

  • Эмиль

    Брагинский

    6 фильмов

Композитор

  • Андрей

    Петров

    7 фильмов

Монтаж

  • Екатерина

    Овсянникова

    1 фильм

8

,

6

1966, СССР, Советские

88 минут

«Берегись автомобиля»: как создавался фильм

В 1962 году Рязанов и Брагинский переписали городскую легенду в сценарий, добавив главному герою — борцу со взяточниками — черты Дон Кихота. Сценарий получил противоречивые отзывы от редакторов Госкино. Те посчитали, что в целом положительный персонаж, кем является Юрий Деточкин, не может угонять машины — это не вписывалось в советскую парадигму ценностей, а потому сценарий положили на полку. Однако в 1964 году авторы переписали сценарий в повесть и опубликовали её в журнале «Молодая гвардия».

Переработанный сценарий получил положительный отклик у литературных критиков и читателей, после чего ему дали «зеленый свет» на высшем уровне. Как писал Рязанов: «Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин».

На главную роль Юрия Деточкина пробовалось немало известных актёров (Юрий Никулин, Юрий Яковлев, Леонид Куравлёв), но режиссёр практически сразу выбрал кандидатуру Иннокентия Смоктуновского. Правда, уговаривать его пришлось ни много ни мало 4 года. В 1962 году режиссёр не мог на него рассчитывать из-за занятости актёра в съёмках легендарной впоследствии картины — в «Гамлете» Григория Козинцева. Тогда на роль Деточкина утвердили Юрия Никулина, а на роль Подберёзовика — Юрия Яковлева. В 1964 году Никулин отправился в длительное мировое турне с цирком и был вынужден отказаться от роли. Рязанов вновь обратился к Смоктуновскому, но снова безуспешно. И только к 1966 году режиссёр смог уговорить актёра, который до того момента не сыграл ни одной комедийной роли.

2.jpg

Иннокентий Смоктуновский. Кадр из фильма «Берегись автомобиля». (YouTube)

Ему импонировала природная чудаковатость Смоктуновского, столь необходимая для остранения характера главного героя (по Брехту). И вместо академичного «Гамлета» Смоктуновскому пришлось переодеться в посредственного актёра самодеятельного театра, играющего роль датского принца. Забавно, что и в самой пьесе Шекспира присутствует приём «театра в театре» (сцена «Мышеловка»), отчего, казалось бы, легкомысленный сюжет приобретает драматургическую и местами даже трагическую форму. Ефремов и Смоктуновский были драматическими актёрами, что не могло ни отразиться на характерах главных героев, поэтому «Берегись автомобиля» получился по жанру трагикомичным.

Второстепенные роли оказались не менее яркими, чем образы главных героев. Андрей Миронов и Анатолий Папанов сыграли очень важные характеры, внеся в настоящий детективный сюжет немного комедийного абсурда. Образ работника торговли Димы Семицветова — одна из самых ярких комедийных ролей Андрея Миронова. Воплотив характер типичного советского спекулянта (таких называли «волосатая лапа»), он стал олицетворением роскоши по-советски, вызывавшим как зависть, так и гнев. Герой Миронова получился карикатурным, а потому негодование Юрия Деточкина кажется вполне обоснованным на фоне таких персонажей, как Дима Семицветов и Филипп Картузов (директор пивной), чьи действия подстрекают главного героя выйти за рамки закона, который формально располагается на их стороне.

1.jpg

Миронов и Волчек. Кадр из фильма «Берегись автомобиля». (YouTube)

Полной противоположностью видится тесть Димы Семицветова — подполковник в отставке Семён Васильевич Сокол-Кружкин — бравый будённовец, правдоруб старой закалки и воплощение совести в семье Семицветова. Герой Анатолия Папанова, зная о тайных заработках Семицветова, пытается всячески вывести на чистую воду предприимчивого зятя. Его роль содержит не так много текста, но практически все фразы протагониста Папанова разлетелись на цитаты: «Тебя посодют, а ты не воруй» или «Надо бы тебе дать под зад коленом, надо!».

Ещё одним заметным героем можно считать Волгу ГАЗ-21, на которой Деточкин удирал от автоинспектора. После этой «роли» Волга стала на 10-летие главной машиной в советском кино. Этот же автомобиль снимался в других известных мосфильмовских картинах: «Бриллиантовая рука», «Три тополя на Плющихе». Кроме автопогонь в фильме можно отметить естественные декорации Москвы 1960-х. Рязанов под влиянием эстетики французской «новой волны» показал столицу расслабленной и гостеприимной.

Возможно, в другое время и не появились бы персонажи, подобные Деточкину и Семицветову, которые олицетворяют собой если не вседозволенность, то пример экранного социализма с «человеческим лицом» в духе того времени. Юрий Деточкин совершает подвиги, хотя каждый советский зритель понимал, что подобные подвиги запрещены. Дима Семицветов, напротив, ведет полубогемный образ жизни: имеет, несмотря на подпольный статус, достаток, недоступный для простого советского человека. Рязанову и Брагинскому удалось создать и воплотить запоминающиеся образы из обычной городской легенды, обыграв её в контексте реальных социокультурных изменений в стране.

Цитаты из фильма:

1. «Он, конечно, виноват, но он не виноват»

2. «Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины»

3. «— С жульём, допустим, надо бороться! — Ну почему он жулик? Человек умеет жить»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берегись автомобиля главный герой имя
  • Безопасная дистанция между автомобилями в пробке
  • Белорусский аккумулятор для автомобиля зубр отзывы владельцев
  • Берегись автомобиля где снимали телеграф
  • Безопасная дистанция между автомобилями в метрах