Берегись автомобиля машина то где

Материал из Викицитатника

«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.

Цитаты из фильма[править]

  •  — Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов. Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще. Итак, как вы заметили, стояла тёмная ночь. Неизвестный очень старался остаться незамеченным, и это ему удалось. Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
  •  — Здравствуй, Люба. Я вернулся.
  •  — Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.
  •  — Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что пять с половиной тысяч рублей попросту брошены на мостовой и к тому же снабжены колёсами, может отравить любую счастливую жизнь.
  •  — В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.
  •  — Я узнал вас.
     — А… это не я!
     — Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
     — Я про судей ничего такого не говорил…
  •  — Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!
  •  — Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
     — И замахнёмся! А что?
  •  — В чём дело, гражданин?
     — Смотрю.
     — Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите!
  •  — Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете.
     — Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд.
  •  — Кто свидетель?
     — Я! А что случилось?
  •  — И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… э-э-э… с репетиции.
  •  — Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!»
     — Оставьте. Перерыв.
  •  — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек.
     — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
     — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг».
  •  — И главная примета — сутулый. [при этих словах Деточкин выпрямляется и становится статным]
  •  — А как вы собираетесь ловить главаря?
  •  — Товарищи! Прошу всех на второй тайм!
  •  — На лису пойдёте, на волка?
     — На медведя!
     — На волка. Она шутит.
  •  — Семицветов, она у тебя блондинка!
     — Бежевенькая!
  •  — Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!
  •  — Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.
  •  — Понимаешь, Люба, везде понаставили капканов…
  •  — У кого нога?
     — Этa нога — у того, у кого надо нога.
  •  — Дима, у Топтунова дачу отбирают!
     — Кто отбирает?
     — Ты что, дурак?
  •  — С жульём, допустим, надо бороться!
     — Ну почему он жулик? Человек просто умеет жить.
    — Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк?
  •  — Мы будем прост-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
  •  — Вот дам тебе прост-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
  •  — Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.
  •  — А чё ты задаёсси? Ты кто такой есть?
     — Это моя дача!
  •  Пускай усе слышуть: это моя дача!
  •  А ты эт докажи.
  •  — Ты вообще живёшь на свете по доверенности.
     — Пшёл отсюда!
     — Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нед! Ты голодранец!
     — Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?
     — Никогда!.. А что ты вообще имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу прост-таки-напрост-таки за это с тобой сделать?
     — Я знаю… знаю…
     — А-а, боится! Гы-гы-гы…
  •  — Тебя посодют, а ты не воруй!
  •  — Твой дом — тюрма!
  •  — Что делать? Что делать?
     — Сухары сушить!
  •  — Надо дать следователю в лапу!
     — Ты с ума сошла! «В лапу»! Сумасшедшая!
     — Надо дать много, тогда он возьмёт!
  •  — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то шо зятя — родную дочь сотру в порошок!
  •  Этот тип всегда должен помнить, кто я такой есть! А он рядовой жулик!
  •  Всё-таки надо тебе дать коленом, надо!.. Ха-ха… Н-надо!
  •  — Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
     — Поглядим.
     — Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
     — Послушаем.
     — А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
     — Пощупаем.
     — Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
     — Понюхаем.
     — Мне кажется, там…
     — Вы отоприте гараж-то!.. А где машина-то?
  •  — Детектив без погони — это как жизнь без любви.
  •  — А чего это ты от меня удирал?
     — Привычка: ты догоняешь — я удираю.
     — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю.
  •  — Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня.
     — Этого не может быть!
     — Нет, в жизни это бывает.
  •  — Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо.
     — А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документов.
     — А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
     — Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
     — И вы верите в Бога?
     — Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
     — Буду!
  •  — Магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. Вещь редкая, уйдёт в минуту.
  • (Семицветовы покупают капкан на угонщика)
     — Как действует?
     — Сюда кладёте приманку. Приманка-то у вас есть?
     — Есть, есть.
     — Ну вот, зверь крадётся, крадётся, и…
  •  — Положь птичку!
  •  — Жениться нужно на сироте…
  •  — У Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников в разных городах Советского Союза.
  •  — Скажите, какие у страхового агента могут быть командировки?
  •  — Ты доигрался в своём народном театре. К тебе заходил следователь!
  •  — А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
     — Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?
  •  — Перестаньте, перестаньте махать саблей!
  •  — Мама такая хорошая, про паровоз поёт.
  •  — Простите, а вы не псих?
     — Нет. У меня и справка есть.
  •  — Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли. И воблы подадут.
     — А воблу только что поймали?
  •  — Ты посмотри на себя, ведь ты же… идиот!
  •  — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы?
     — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник.
  •  — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
     — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
     — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
     — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся?
  •  — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
     — А спектакль?
     — Спектакля не будет!
  •  — Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть».
  •  — «Горацио, я гибну. Мать, прощай!»
     — Юра, я здесь!!!
  •  — Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
  •  — Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
  •  — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
  •  — Свободу Юрию Деточкину!
  •  — Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.

Цитаты из сценария[править]

  •  

Через пятьдесят минут Деточкин прибыл в центр города. Тысячи москвичей в хорошем московском темпе бежали по улицам, скрывались в тоннеле подземного перехода, выбегали из-под земли и вновь исчезали в кратере метро. К остановке подъезжали троллейбусы. Сквозь их стеклянные стены, как товары в витрине, были видны пассажиры. Деточкин терпеливо стоял на остановке и чего-то ждал. Прошло около часа. За означенное время от остановки отъехало двадцать три троллейбуса. Ни в один из них Деточкин не сел. Когда подошел троллейбус двадцать четвёртый по счёту, Деточкин засуетился. Он сошёл с тротуара, обежал машину спереди и заглянул в окошко водителя.
― Люба! ― сказал Деточкин ненатуральным голосом. ― Здравствуй, Люба! Я вернулся![1]

Цитаты о фильме[править]

  •  

В «Берегись автомобиля» Папанов сочинил большую часть текста. Во всяком случае, того текста, который ушел «в народ»: «Свободу Юрию Деточкину!», «Что делать? Сухари сушить!» и многое другое. И состоялся даже некоторый бунт партнёров: Папанов выпадает из ансамбля! То есть играет слишком ярко. Мало кто из актёров его уровня так слабо был озабочен карьерой.[2]

  — Дмитрий Щеглов, «Последнее лето Папанова», 2003

Примечания[править]

  1. Э. Рязанов, Э. Брагинский. «Тихие омуты». ― М.: Вагриус, 1999 г.
  2. Дмитрий Щеглов. «Последнее лето Папанова». ― М.: «Совершенно секретно» от 4 марта 2003г.

Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве.

Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе.

Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны… 

image

Эти слова под душещипательную мелодию произносит (интригую зрителя) закадровый голос Юрия Яковлева на первых минутах бессмертной комедии Эльдара Александровича Рязанова «Берегись Автомобиля»! Семь городов до сих пор оспаривают право именоваться родиной легенды о народном мстителе Юрии Деточкине точно так же, как семь городов считают себя родиной Гомера. Дорогие Друзья, я Вас умоляю. Такая история могла произойти только в Одессе! А в чем я Вас уж точно смогу убедить, так это в том, что Одесса таки принимала самое непосредственная участие в съемках этой картины!

Итак, Дамы и Господа, приглашаю Вас отправиться в очередное увлекательное кинопутешествие по эпизодам фильма «Берегись автомобиля»!

«Берегись автомобиля»  1966 год.
Режиссер: Эльдар Александрович Рязанов
В ролях: И. Смоктуновский, О. Ефремов, А. Папанов, О. Аросева, А. Миронов, Г. Жженов, Е. Евстигнеев, Д. Банионис и многие другие. 

Сюжет комедийного детектива хорошо известен каждому. Неуловимый мститель своего времени, борец за справедливость Юрий Деточкин борется со спекулянтами, взяточниками и прочими гражданами, живущими на нетрудовые доходы, угоняя у них автомобили. После чего, он продаёт свою добычу, а заработанные таким образом деньги отправляет в детские дома. Все это происходит до тех пор, пока раскрыть серию таинственных автопохищений  не берется бесстрашный следователь Максим Подберезовиков.

image

Эта история, ставшая легендой, в те годы уже во всю бродила по стране. Режиссер Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский слышали ее во многих городах. В попытке установить первоначальный, достоверный источник информации, авторы шедевра обращались даже в правоохранительные органы. Однако, докопаться до истины так и не удалось. История уже успела стать народным фольклором.

Съемочный процесс проходил в течение 1965 года и затянулся до глубокой осени. Проводить натуральные съемки в столице становилось практически невозможно. Вечером ударял мороз и у актеров в кадре изо рта валил пар.

И вот тут на помощь создателям картины приходит теплая и гостеприимная Одесса!

image

Как удалось выяснить совместными усилиями с Олегом Елагиным, наш город появляется в кадре с первых минут кинофильма! Главный герой картины, Юрий Иванович Деточкин, вырастает буквально из — под земли на грузовом подъемнике!

image

Местом съемок этого эпизода стал одесский двор, расположенный по классическому адресу: на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской! Удивительно, но все детали находятся на своих местах спустя 51 год!

image

Подъемник, хоть и запертый на замки, прекрасно сохранился. И судя по новому электрическому кабелю, механизм в рабочем состоянии! Даже часть металлической конструкции на стене, сразу над подъемником, точь — в — точь как в кадре!

image

Появились лишь современные кондиционеры и вентиляционные трубы кафе и ресторанов. Надо отметить, что дом был построен по проекту архитектора Семена Ландесмана в начале двадцатого века и мог похвастаться наличием одного из первых в Одессе лифтов!

image

Затем, главный герой под покровом ночной темноты появляется на крыше некого дома с загадочной трубой!

Благодаря отзывчивым читателям популярного одесского информационного издания, а также любопытству и настойчивости Алексея Костржицкого, посчастливилось определить и даже сфотографировать это таинственное место!

Им является внутренний двор банка «Порто — Франко», ранее Дом общества взаимного кредита, что на улице Пушкинской,10!

Здание было построено в 1903 году по проекту неподражаемого Александра Осиповича Бернардацци!

Сегодня у памятника архитектуры появилась современная надстройка. Однако, остальные элементы превосходно сохранились: овальные окна с оригинальными рамами, узорные перила балконов и самый главный атрибут — ее величество труба!

По лестнице, обвивающей ту самую кирпичную трубу, Иннокентий Михайлович Смоктуновский спускался во двор, где обильно поливал петли гаража рафинированным  маслом!

В поисках этой неуловимой трубы, Ваш покорный слуга изучил все дворы и дымоходы Одессы, ее окрестностей и соседних городов! Отчаявшись, в надежде на рассекречивание данной кинолокации, я написал письмо легендарному кинооператору Анатолию Михайловичу Мукасею, участнику съемочной группы «Берегись автомобиля»! А ответ получил от неравнодушных Одесситов!

Далее, Деточкин профессионально и хладнокровно угоняет очередной автомобиль, выезжая при этом совершенно из другого двора!

image

Свидетелем съемочного процесса становится дом, построенный в 1908 году и принадлежавший Павлу Степановичу Ралли.

image

Вот так он выглядит сегодня!

Не волнуйтесь, под колесами «Волги» погибают бутафорские ворота, а оригинальные находятся в целости и сохранности.

В объектив камеры попадает и интерьер двора.

image

В наши дни!

image

Скрывшись с места происшествия, Юрий Иванович выезжает на Екатерининскую площадь.

image

Сейчас дом выглядит как новый!

image

Быть в Одессе и не заглянуть в питейное заведение — это просто невозможно!

image

Если я заболею,

К врачам обращаться не стану.

Обращусь я к друзьям,

Не сочтите, что это в бреду…

Эту песню на стихи Ярослава Смелякова поют, выходя из бара на Дерибасовской, главные герои кинофильма: Юрий Деточкин, в исполнении легендарного Иннокентия Михайловича Смоктуновского, и Максим Подберезовиков — блистательный Олег Николаевич Ефремов.

image

Сейчас в подвальном помещении, как и в кино, располагается популярная одесская пивная!

image

Герои продолжают прогулку по главной улице нашего города.

image

Где с 1965 года произошли небольшие изменения: лестницу заменили, а входную дверь подъезда отреставрировали.

image

Любопытно, что Деточкина должен был играть Юрий Никулин. Но из-за плотного гастрольного графика цирка где он был занят, на эту роль было решено пробовать Олега Ефремова. А в результате главным героем фильма стал Иннокентий Смоктуновский.

image

Дом культуры, в котором по сюжету «замахивались на Вильяма нашего Шекспира», находится опять таки в Одессе!

image

Правда, входные двери со временем переделали на окна.

image

А на фасаде здания появились элементы современного уличного искусства.

image

В киноленте актерам приходится управлять автотранспортом. Эльдар Рязанов настоял и специально для этого актриса Ольга Аросева научилась водить троллейбус. А Иннокентий Смоктуновский чтобы сесть за руль «Волги» ГАЗ-21 сдал экзамен для получения водительских прав.

А знаете ли Вы, что это та самая «Волга», на которой контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука» в исполнении Анатолия Папанова везет Семена Семеновича Горбункова на Дубровку?!

image

Ну и какая Одесса без моря?!

-Пять тысяч пятьсот. Все.

-А все таки, почему у Вас все деньки одними рублями? Это подозрительно, нехорошо…

-Я пастор, эти рубли пожертвования Ему. Осталось немножко…

По сюжету, один из угнанных автомобилей Деточкин продает пастору в исполнении непревзойденного Донатаса Баниониса.

image

Процесс продажи столь заветной и долгожданной автомашины снимали на берегу самого Черного моря на одном из пляжей Одессы.

image

Донатас Банионис вспоминал, что для съемок в «Берегись автомобиля» за ним в Вильнюс прибыл второй режиссер. Донатас дал свое согласие, а когда прилетел в Одессу и встретился в гостинице с Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским, заметил в их глазах грусть и разочарование. Они ожидали совсем другой типаж пастора: длинное, вытянутое, худощавое лицо со светлыми волосами и голубыми глазами. Но деваться было уже некуда — на следующий день были назначены съемки.

image

И только спустя годы стало совершенно очевидно, что в этом фильме Донатас Банионис, как и город Одесса, стали настоящими королями эпизода!

В конце сцены купли-продажи «Волга» едва не увезла полный портфель денег, беспечно оставленный Деточкиным на багажник.

О съемках «Берегись автомобиля» на Железнодорожном вокзале читайте здесь!

Дорогие Друзья, совместными усилиями все кинолокации картины разгаданы, а очередная киноистория подошла к своему завершению.

Берегись автомобиля – совместная картина Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, вышедшая в 1966 году. В ее основе лежит история главного героя — борца за справедливость и нетрудовыми доходами. Предлагаем вам подборку крылатых фраз из фильма, они помогут вам вспомнить кадры из любимой кинокартины.

Рабочее название фильма было Угнали машину. После того, как сценарий был передан на утверждение, председатель Госкино раскритиковал название, опасаясь, что после выхода картины на большой экран в Союзе начнутся массовые кражи машин, мол, всем будет казаться, что они куплены на нетрудовые доходы. Редактор Госкино высказал свои опасения по поводу самого сценария. По его мнению, лучше бы Деточкин не угонял автомобили, а просто сообщал в ОБХСС о тех лицах, которые живут на нечестно заработанные деньги. Но с таким сюжетом разве фильм был бы столь интересным и полюбился бы зрителю?!

Главный герой фильма – Юрий Деточкин, в роли которого — Иннокентий Смоктуновский.  По словам Эльдара Рязанова, они хотели снять грустную комедию о хорошем человеке, которого все считают ненормальным, а на самом деле он нормальнее остальных. Главный герой – это добрый, бескорыстный человек, который не может смириться с окружающей его несправедливостью. Он по-детски наивен и непосредственен, поэтому и получил фамилию Деточкин.

Рязанов и Брагинский нашли выход, чтобы пробить дорогу на большой экран для временно «законсервированного» фильма. Они переделали сценарий в повесть и опубликовали ее в журнале Молодая гвардия. Повесть получила благосклонные отзывы и рецензии, а режиссеры получили разрешение на съемки фильма.

Цитаты

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится.

Оно то, может, и приятно, но не совсем интересно…)

 Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.

Смотри, а то сейчас сэкономишь, потом будешь плакать.

Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины.

Машину не продают потому, что потом опять придется мечтать о ней…

Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.

Автомобиль — это не только комфорт и удобство, это и масса проблем. 

Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!

В театре актеры играют, а не работают…)

— В чём дело, гражданин?
— Смотрю.
— Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите!

А кроме телевизора, никуда нельзя смотреть?!

Юрий Деточкин, кадр из фильма  Берегись автомобиля

Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.

Это не он, это все окружающая обстановка…)

Я не могу ставить родственные интересы выше общественных, меня же за глотку возьмут!

Правильно, нельзя злоупотреблять полномочиями. 

— Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете.
— Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд.

Здесь преступление намечается, а тебе лишь бы успеть…)

— Кто свидетель?
— Я! А что случилось?

Ты бы сначала спросил, что случилось…)

И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… эээ… с репетиции.

Кажется, что кто-то чуть не спалился…)

— Семицветов, она у тебя блондинка!
— Бежевенькая!

Ты бы еще сказал «Телесная»…)

Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.

Что в вертикальном уже никак?)

— С жульём, допустим, надо бороться!
— Ну почему он жулик? Человек умеет жить.

Вот те, кто умеют жить, как раз и есть жулики…) 

Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами, живущими на, допустим, нетрудовые доходы!

Смотрите, чтобы они вам потом нещадно мстить не начали.

Вот дам тебе просто-таки коленом — и вылетишь с моего участка!

Ух, какое колено у тебя сильное!

Детектив без погони — это как жизнь без любви.

Вот так и приходится всю жизнь гонятся за кем-то, то в любви, то в детективе. 

Товарищи, деньги еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.

Интересно, а что, если бы деньги отменили, а?)

Граждане судьи, может быть, я неправильно действовал, но от чистого сердца.
Я… не мог этого терпеть. Ведь, воруют, много воруют… я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.

Помочь украсть хотел, что ли?!

Он, конечно, виноват, но он… не виноват…

В общем, без вины виноват…

Кадр из фильма Берегись автомобиля

А зачем вам парик? У вас вся жизнь прошла в гриме.

Кто-то жизнь живет, а кто-то играет…

— Что же теперь делать?
— Что делать?! – Сухари сушить!

Спасибо, утешили…

Жениться надо на сироте.

Это, чтобы тещи не было?)

Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек.

Звучит странно, но он бескорыстный вор.

Настоящий жулик – хороший артист.

А все жулики драмкружки заканчивают?)

Твой дом – турьма.

Кому-то на Канары, а тебе на нары…

Закон шуток не любит.

А тем, кто с ним шутит, он потом мстит. 

Нет пощады человеку, предавшему дружбу.

Предать друга — это даже хуже, чем украсть что-то. 

Ты ничто. Ты живешь на свете по доверенности.

А срокее действия не подскажете?)

Гаража еще нет, но замочек я уже купил!

Дело нужно начинать с малого…)

Если б люди не умирали, мы бы не смогли страховать на случай смерти.

Логично…

Ну почему он жулик? Человек умеет жить!

А, как говорится, хочешь жить — умей вертеться.

Вы тоже любите справедливость и советское кино? Тогда делитесь цитатами из фильма Берегись автомобиля, поднимайте настроение себе и своим друзьям и призывайте жить честно. Главное не переусердствуйте, помните, вы – не Деточкин, поэтому отнимать ничего ни у кого не нужно!

— Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!

— Подберёзовиков о Деточкине на суде

«Берегись автомобиля» — культовая[1] советская детективная комедия 1966 г., тонкая и умная пародия на фильмы Хичкока и нуар. В главных ролях — сплошные звёзды советского кино. Помимо этого, фильм отличался эффектными и очень красивыми сценами автомобильных погонь, в том числе уникальной погоней троллейбуса за автомобилем.

Как вспоминал Рязанов, в основу сюжете легла городская легенда. В советской прессе главного героя называли и «Робин Гудом нашего времени», и «Дон Кихотом, оседлавшим вместо Росинанта краденую „Волгу“». Кроме перечисленных ниже актёров, в фильме заняты Георгий Жжёнов, Вячеслав Невинный, Готлиб Ронинсон, Галина Волчек, Юрий Яковлев (голос за кадром).

Сюжет[править]

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…

Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).

В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.

Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.

Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
Деточкин: И вы верите в Бога?
Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
Деточкин: Буду!

— Два честных человека

Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:

Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали?
Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке!
Подберезовиков: А как здоровье племянника?
Деточкин: Какого племянника?
Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?

Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.

Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.

Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». (Налысо стриженный Деточкин снимает шапку).

Что здесь есть[править]

  • Автомобильное порно — мало того, что ГАЗ-21 показывают в полной красе, так ещё и концентрация зарубежного автопрома просто нереальная для советского кино.
  • Вечная загадка — какой приговор все-таки вынесли Деточкину? В сценарии Брагинский и Рязанов написали, что приговор Деточкину зритель должен вынести сам.
    • Единственная подсказка: суд проходит в одно время года, а Деточкин возвращается в другое. Значит, срок был небольшой: полгода, полтора, максимум два с половиной. К длительным срокам половинки обычно не добавляют. Как вариант: получил год, отсидел шесть месяцев и вышел за примерное поведение.
    • Ещё подсказка. В сцене суда рядом с женой и тестем Семицветова сидит тот самый пастор-покупатель, очень напряжённый. Вызван-то, конечно, свидетелем, но на выходе наверняка примерит браслеты. Деточкин, судя по всему, конкретно пошёл на сотрудничество со следствием, сдав всех покупателей. А грозило ему, напомним, максимум пять лет. Так что получил минимальный срок, чтобы другим неповадно было, и отсидел даже не половину (время в СИЗО минусуется в двукратном размере), а ещё чуть меньше.
  • Героический антагонист — Подберёзовиков, а также честный милиционер на мотоцикле в исполнении Жжёнова.
  • Героический преступник/Наивный идеалист/Обаятельный мошенник — Деточкин. «Граждане судьи, может быть, я неправильно действовал, но от чистого сердца. Я… не мог этого терпеть. Ведь воруют, много воруют… я ведь вам помочь хотел, граждане судьи, и потому всё это вот так получилось. Отпустите меня, пожалуйста. Я больше не буду. Честное слово, не буду». (На суде)
  • Девушки не умеют водить — аверсия: Люба работает водителем троллейбуса.
    • Искусство требует жертв — Аросева научилась водить троллейбус по-настоящему.
  • Злодейская сутулость — шутки ради. Когда Подберёзовиков перечисляет партнёру по «Гамлету» приметы зловещего угонщика автомобилей и со значением произносит «И главная примета — сутулый», резко выпрямляется и становится статным, чуть ли не на голову выше.
  • Изменившаяся мораль. Людям, родившимся в постсоветское время, трудно понять, почему успешный бизнесмен фарцовщик Семицветов — преступник, Деточкин — настоящий народный герой, а покрывающий его Подберёзовиков — благородный человек.
    • И не только в постсоветское. Ещё во время выхода фильма его критиковали за то, что он изображает спекулянтов слишком симпатичными, и множество зрителей уже тогда сочувствовали Диме, третируемому собственным тестем (кстати, пользующимся плодами нетрудовых доходов Димы, да и вообще, по сути, таким же спекулянтом, прикрывающимся коммунистическими лозунгами и апелляциями к «честности»).
    • Мораль не особо изменилась. Кто устроился лучше меня — злодей (особенно, но не обязательно, если делает что-то незаконное). Другое дело, что автомобиль теперь есть у каждого второго. А городская легенда, которая легла в основу фильма, жива, но видоизменилась — теперь это дед на зелёной «шохе», который наказывает любителей нарушать правила неожиданными для них, но легальными с точки зрения правил манёврами, которые заканчиваются аварией.
  • Капитан Очевидность. Кэп жжот за кадром. Фигура в плаще и шляпе движется в полной темноте среди домов и гаражей. Голос за кадром: «Итак, как вы уже, наверно заметили, стояла тёмная ночь…»
  • Лицемер — см. чуть выше о тесте Семицветова.
  • Мрачная реприза — когда Деточкин на ватных ногах идёт к остановившему его инспектору, вальс передаёт настроением полного поражения.
  • Невероятная правда. К Деточкину, который сидел за рулём, подбежал товарищ с чемоданами и попросил подвезти. Деточкин отказался: «…Хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете» и получил ответ: «…Пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд».
  • Ни один город не пострадал — субверсия. Так как сюжет навеян городской легендой, в начале фильма диктор откровенно иронизирует, заявляя, что неизвестно, в каком городе произошла эта история. А потом показывают в основном вполне узнаваемую Москву. Да и Деточкин, сидя в баре с Подберёзовиковым, упоминает, что вернулся в Москву.
  • Пейсы, кашрут и день субботний. Милая старушка, мама главного героя — в этническом отношении несомненно польская еврейка (Добржанская не еврейка ни разу, а дочь обрусевшего польского дворянина). Но никакой связи со специфически-еврейской культурой она не проявляет. Однако опекает она сыночка, как настоящая Идише мамэ — очень сильно (даже немного слишком). Перед нами польская еврейка — но у нее революционное прошлое (в первые годы революции она была юной девушкой), и она и в середине 1960-х с удовольствием поёт «Наш паровоз, вперед лети!». Надо полагать, она не только десятилетиями не поддерживала связи с традиционной культурой ашкенази, но и демонстративно с ней порвала, эмансипировалась от нее, как многие революционерки еврейского происхождения в 1910-30-е годы.
  • Подсветка — применённые тропы постоянно подсвечиваются со всех сторон. Началась погоня — голос за кадром отмечает, что «какой же детективный сюжет без погони?». На середине погони встретился знак «осторожно, дети!» — нам подсвечивают, что Деточкин, как порядочный человек, любящий детей не стал превышать скорость и уже приготовился к тому, что милиционер его поймает… Но милиционер — тоже порядочный человек, и он тоже любит детей, поэтому до развязки погони ещё далеко.
  • Прекрасный олень — хромированный олень[2] на капоте ГАЗ-21 любовно снят крупным планом.
    • Кадр спародирован в «Кавказской пленнице», вышедшей следом.
  • Толстый злодей — директор пивной, скользкий жулик.
  • Торгаш — это плохо — продавец комиссионного магазина Семицветов, наживший своё состояние (дача и автомашина «Волга», которую угоняет Деточкин) путём продажи «из-под прилавка» дефицитной электроники.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Отсылка — в сериале «Слуга народа» предвыборный ролик Белобородько копирует эпизод с возвращением Деточкина.
  • Дать герою своё имя — режиссёра в исполнении Евгения Евстигнеева зовут Евгений Александрович.
  • Иронический кастинг — на роль Деточкина, который довольно скверно играет Гамлета, взят актёр, который двумя годами раньше блеснул в этой же роли в фильме Козинцева.
    • Смоктуновский играет Гамлета не хуже, чем у Козинцева и это подчёркивается реакцией зрителей.
  • Камео — продавец комиссионки срывается на ни в чём не повинном покупателе, который сыгран другом Рязанова, кинорежиссёром Алексеем Кореневым.
  • Название из речи.
  • Самопародия — Смоктуновский в любительском спектакле откровенно пародирует собственную роль «Гамлета» из фильма 1964.
  • Ужас у холодильника — см. основную статью.
  • Украсть шоу — Папанов. А ведь в фильме от известных актёров не протолкнуться!
    • Очень субъективно. Всё-таки, вспоминая этот фильм, об одном Папанове в первую очередь не говорят. Если на то пошло, так можно и про любого сказать, и про Миронова, и про Евстигнеева, и про Добржанскую…
  • Чудо одной сцены — Банионис в роли пастора-агностика, смешно считавшего деньги на своём языке, Жжёнов в неожиданной комедийной роли инспектора ГАИ, Невинный: «Посмотрим… Послушаем… Понюхаем… А где машина-то?»

Цитаты[править]

  • Голос за кадром:
    • Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви.
    • Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
  • Актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка. (режиссёр театра)
  •  — Кто свидетель? (Подберёзовиков)
    — Я! А что случилось? (Пожилая женщина). Троп абсурдно вышучивается.
  •  — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек. (Подберёзовиков)
    — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было. (Деточкин)
    — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». (Подберёзовиков)
  •  — У кого нога?(Семицветов)
    — Эта нога — у того, у кого надо нога. (Подберёзовиков)
  • Это моя дача! Пускай все слышат: это моя дача! (Семицветов)
    — А ты это докажи. Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец! (Сокол-Кружкин)

    — Тебя посодют, а ты не воруй!
    — Твой дом — тюрма!
    — Я торгую кулубнику[3], выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок! (Сокол-Кружкин)
  • Жениться нужно на сироте… (Семицветов)
  • А чего это ты от меня удирал? (Милиционер)
    — Привычка: ты догоняешь — я удираю. (Деточкин)
    — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. Вышел бы, помог завести мотоцикл. Подцепили бы к твоей «Волге», как в прошлый раз.
    — Хе-хе. Хе-хе-хе-хе. Нет уж! Я уже убедился, как ты отвечаешь на доброту. Прости! Я уезжаю.
  •  — Простите, а вы не псих? (Подберезовиков)
    — Нет. У меня и справка есть. (Деточкин)
  •  — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы? (Подберёзовиков)
    — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. (Деточкин)
    — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
    — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
    — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
    — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся?
    — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
  • Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
  • Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
  • Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек. (Подберёзовиков про Деточкина на суде)
  • Свободу Юрию Деточкину! (Сокол-Кружкин в зале суда)
  • Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие — что бога нет. И то, и другое недоказуемо. (пастор)

Примечания[править]

  1. Будто бы у Эльдара Рязанова много не-культовых фильмов…
  2. Позднее олени исчезли с капотов, так как при аварии вспарывали животы пешеходам, которые иначе остались бы живы, и непристегнувшийся пассажир рядом с водителем при вылете головой через окно (что было очень актуально в силу отсутствия в машине ремней безопасности) тоже рисковал оказаться вспоротым оленем.
  3. В сценарии, естественно, было «Я продаю клубнику», но Папанов убедил режиссёра, что его вариант будет звучать колоритнее
Эльдар Рязанов
Фильмы Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Криминальное кино
Курсивом обозначены серии фильмов
Про преступников Беспредел (советский фильм) • Беспредел (японский фильм) • Бешеные Псы • Большой Куш • Брат • Джентльмены • Дилер • Долгий поцелуй на ночь • Жмурки • Залечь на дно в Брюгге • Ирландец • Казино • Карты, деньги, два ствола • Крёстный Отец • Криминальное Чтиво • Ларго Винч: Начало • Леон • Лицо со шрамом • Малыш на драйве • Множественные святые Ньюарка •От заката до рассвета • Прирождённые убийцы • Плачущий убийца • Рок-н-рольщик • Сёстры • Славные Парни • Субурбикон • Фарго
Про тех, кто на стороне закона Берегись автомобиля • Гнев человеческий • Неприкасаемые • Отступники • Рейд • Старикам тут не место • Типа крутые легавые • Трактир на Пятницкой • Тренировочный день • Три девятки • Убийца • Убийца: Против всех • Холодное лето пятьдесят третьего…
Советское искусство
Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы

Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Здравия желаю! • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Последнее дело комиссара Берлаха • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»

Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка Жанры: Авторская песня • Русский рок

Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берегись автомобиля мать деточкина актриса
  • Берегись автомобиля правила дорожного движения
  • Берегись автомобиля рисунки для детей
  • Берегись автомобиля посмотрим послушаем понюхаем
  • Берегись автомобиля погоня на троллейбусе