Берегись автомобиля продажа автомобиля священнику

— Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!

— Подберёзовиков о Деточкине на суде

«Берегись автомобиля» — культовая[1] советская детективная комедия 1966 г., тонкая и умная пародия на фильмы Хичкока и нуар. В главных ролях — сплошные звёзды советского кино. Помимо этого, фильм отличался эффектными и очень красивыми сценами автомобильных погонь, в том числе уникальной погоней троллейбуса за автомобилем.

Как вспоминал Рязанов, в основу сюжете легла городская легенда. В советской прессе главного героя называли и «Робин Гудом нашего времени», и «Дон Кихотом, оседлавшим вместо Росинанта краденую „Волгу“». Кроме перечисленных ниже актёров, в фильме заняты Георгий Жжёнов, Вячеслав Невинный, Готлиб Ронинсон, Галина Волчек, Юрий Яковлев (голос за кадром).

Сюжет[править]

Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов…

Страховой агент Юрий Иванович Деточкин (Иннокентий Смоктуновский) ведёт двойную жизнь. Днём он продает страховки советским гражданам, а по ночам угоняет автомобили у взяточников, спекулянтов, расхитителей соцсобственности и прочих нарушителей законности, которые явно живут не по средствам. Полученные от продажи машин деньги он перечисляет детским домам. Дело этого неуловимого автоугонщика и борца за справедливость ведёт следователь Максим Подберёзовиков (Олег Ефремов).

В свободное время оба играют в самодеятельном театре, руководитель которого (Евгений Евстигнеев) предложил «замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира» и поставить «Гамлета». Деточкин и Подберёзовиков будут заняты в спектакле, и это придало специфичный оттенок детективу: Подберёзовиков долгое время даже не подозревал своего приятеля.

Проблемы у Деточкина начались, когда он решил угнать «Волгу» у спекулянта Димы Семицветова (Андрей Миронов). Семицветов — хитрый и везучий собственник. Под язвительные комментарии тестя Семёна Васильевича Сокола-Кружкина (Анатолий Папанов), который ни в грош не ставит зятя-жулика, тот дважды спас машину от угона. На третий раз у Деточкина получилось. Он отогнал «Волгу» в Прибалтику, где сбагрил её пастору (Донатас Банионис). Судя по акценту и по литовским числительным (когда покупатель пересчитывал деньги), пастор — литовец. Обычно пасторами называют лютеранских священников, но и к католикам (литовцы католики) так обращаться допустимо.

Деточкин: А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
Пастор: Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
Деточкин: И вы верите в Бога?
Пастор: Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
Деточкин: Буду!

— Два честных человека

Тем временем Подберёзовиков начинает подозревать Деточкина. Опросив мать Юрия (Любовь Добржанская), его невесту Любу (Ольга Аросева) и коллег по работе, следователь получает целостную картину угонов. На очередной репетиции Подберёзовиков разоблачает Деточкина:

Подберезовиков: Я имею честь напасть на вас! Где вы пропадали?
Деточкин: Какого чёрта? Я был в командировке!
Подберезовиков: А как здоровье племянника?
Деточкин: Какого племянника?
Подберезовиков: Любимого! А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
Режиссёр: Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу?

Перед арестом он решил последний раз поговорить с другом в пивной. Нечистый на руку заведующий, увидев в руках следователя документы, подпоил его. Пьяный Подберёзовиков, услышав от Деточкина объяснение о мотивах, пошёл на преступление и отпустил угонщика с условием, что тот прекратит кражи. Следователь передал дело коллеге, в душе считая, что «грабить награбленное» справедливо.

Деточкин, выполняя обещание, признался в своих поступках невесте и выбросил в реку картотеку нечестно нажитых автомобилей. Ему на глаза попадалась новая «Волга» со знакомым номером, он всё-таки угнал её и оставил под окнами отдела милиции. Однако на этот раз Юрий прокололся: машина принадлежит честному человеку. Он добровольно сдался.

Подберёзовиков под свою ответственность разрешил Деточкину сыграть «Гамлета» в премьере спектакля. На суде в защиту Юрия Деточкина выступили все, даже тесть потерпевшего Семицветова. Фильм закончися тем, что отсидевший свой срок Деточкин возвращается к невесте. «Здравствуй, Люба. Я вернулся». (Налысо стриженный Деточкин снимает шапку).

Что здесь есть[править]

  • Автомобильное порно — мало того, что ГАЗ-21 показывают в полной красе, так ещё и концентрация зарубежного автопрома просто нереальная для советского кино.
  • Вечная загадка — какой приговор все-таки вынесли Деточкину? В сценарии Брагинский и Рязанов написали, что приговор Деточкину зритель должен вынести сам.
    • Единственная подсказка: суд проходит в одно время года, а Деточкин возвращается в другое. Значит, срок был небольшой: полгода, полтора, максимум два с половиной. К длительным срокам половинки обычно не добавляют. Как вариант: получил год, отсидел шесть месяцев и вышел за примерное поведение.
    • Ещё подсказка. В сцене суда рядом с женой и тестем Семицветова сидит тот самый пастор-покупатель, очень напряжённый. Вызван-то, конечно, свидетелем, но на выходе наверняка примерит браслеты. Деточкин, судя по всему, конкретно пошёл на сотрудничество со следствием, сдав всех покупателей. А грозило ему, напомним, максимум пять лет. Так что получил минимальный срок, чтобы другим неповадно было, и отсидел даже не половину (время в СИЗО минусуется в двукратном размере), а ещё чуть меньше.
  • Героический антагонист — Подберёзовиков, а также честный милиционер на мотоцикле в исполнении Жжёнова.
  • Героический преступник/Наивный идеалист/Обаятельный мошенник — Деточкин. «Граждане судьи, может быть, я неправильно действовал, но от чистого сердца. Я… не мог этого терпеть. Ведь воруют, много воруют… я ведь вам помочь хотел, граждане судьи, и потому всё это вот так получилось. Отпустите меня, пожалуйста. Я больше не буду. Честное слово, не буду». (На суде)
  • Девушки не умеют водить — аверсия: Люба работает водителем троллейбуса.
    • Искусство требует жертв — Аросева научилась водить троллейбус по-настоящему.
  • Злодейская сутулость — шутки ради. Когда Подберёзовиков перечисляет партнёру по «Гамлету» приметы зловещего угонщика автомобилей и со значением произносит «И главная примета — сутулый», резко выпрямляется и становится статным, чуть ли не на голову выше.
  • Изменившаяся мораль. Людям, родившимся в постсоветское время, трудно понять, почему успешный бизнесмен фарцовщик Семицветов — преступник, Деточкин — настоящий народный герой, а покрывающий его Подберёзовиков — благородный человек.
    • И не только в постсоветское. Ещё во время выхода фильма его критиковали за то, что он изображает спекулянтов слишком симпатичными, и множество зрителей уже тогда сочувствовали Диме, третируемому собственным тестем (кстати, пользующимся плодами нетрудовых доходов Димы, да и вообще, по сути, таким же спекулянтом, прикрывающимся коммунистическими лозунгами и апелляциями к «честности»).
    • Мораль не особо изменилась. Кто устроился лучше меня — злодей (особенно, но не обязательно, если делает что-то незаконное). Другое дело, что автомобиль теперь есть у каждого второго. А городская легенда, которая легла в основу фильма, жива, но видоизменилась — теперь это дед на зелёной «шохе», который наказывает любителей нарушать правила неожиданными для них, но легальными с точки зрения правил манёврами, которые заканчиваются аварией.
  • Капитан Очевидность. Кэп жжот за кадром. Фигура в плаще и шляпе движется в полной темноте среди домов и гаражей. Голос за кадром: «Итак, как вы уже, наверно заметили, стояла тёмная ночь…»
  • Лицемер — см. чуть выше о тесте Семицветова.
  • Мрачная реприза — когда Деточкин на ватных ногах идёт к остановившему его инспектору, вальс передаёт настроением полного поражения.
  • Невероятная правда. К Деточкину, который сидел за рулём, подбежал товарищ с чемоданами и попросил подвезти. Деточкин отказался: «…Хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете» и получил ответ: «…Пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд».
  • Ни один город не пострадал — субверсия. Так как сюжет навеян городской легендой, в начале фильма диктор откровенно иронизирует, заявляя, что неизвестно, в каком городе произошла эта история. А потом показывают в основном вполне узнаваемую Москву. Да и Деточкин, сидя в баре с Подберёзовиковым, упоминает, что вернулся в Москву.
  • Пейсы, кашрут и день субботний. Милая старушка, мама главного героя — в этническом отношении несомненно польская еврейка (Добржанская не еврейка ни разу, а дочь обрусевшего польского дворянина). Но никакой связи со специфически-еврейской культурой она не проявляет. Однако опекает она сыночка, как настоящая Идише мамэ — очень сильно (даже немного слишком). Перед нами польская еврейка — но у нее революционное прошлое (в первые годы революции она была юной девушкой), и она и в середине 1960-х с удовольствием поёт «Наш паровоз, вперед лети!». Надо полагать, она не только десятилетиями не поддерживала связи с традиционной культурой ашкенази, но и демонстративно с ней порвала, эмансипировалась от нее, как многие революционерки еврейского происхождения в 1910-30-е годы.
  • Подсветка — применённые тропы постоянно подсвечиваются со всех сторон. Началась погоня — голос за кадром отмечает, что «какой же детективный сюжет без погони?». На середине погони встретился знак «осторожно, дети!» — нам подсвечивают, что Деточкин, как порядочный человек, любящий детей не стал превышать скорость и уже приготовился к тому, что милиционер его поймает… Но милиционер — тоже порядочный человек, и он тоже любит детей, поэтому до развязки погони ещё далеко.
  • Прекрасный олень — хромированный олень[2] на капоте ГАЗ-21 любовно снят крупным планом.
    • Кадр спародирован в «Кавказской пленнице», вышедшей следом.
  • Толстый злодей — директор пивной, скользкий жулик.
  • Торгаш — это плохо — продавец комиссионного магазина Семицветов, наживший своё состояние (дача и автомашина «Волга», которую угоняет Деточкин) путём продажи «из-под прилавка» дефицитной электроники.

Тропы вокруг фильма[править]

  • Отсылка — в сериале «Слуга народа» предвыборный ролик Белобородько копирует эпизод с возвращением Деточкина.
  • Дать герою своё имя — режиссёра в исполнении Евгения Евстигнеева зовут Евгений Александрович.
  • Иронический кастинг — на роль Деточкина, который довольно скверно играет Гамлета, взят актёр, который двумя годами раньше блеснул в этой же роли в фильме Козинцева.
    • Смоктуновский играет Гамлета не хуже, чем у Козинцева и это подчёркивается реакцией зрителей.
  • Камео — продавец комиссионки срывается на ни в чём не повинном покупателе, который сыгран другом Рязанова, кинорежиссёром Алексеем Кореневым.
  • Название из речи.
  • Самопародия — Смоктуновский в любительском спектакле откровенно пародирует собственную роль «Гамлета» из фильма 1964.
  • Ужас у холодильника — см. основную статью.
  • Украсть шоу — Папанов. А ведь в фильме от известных актёров не протолкнуться!
    • Очень субъективно. Всё-таки, вспоминая этот фильм, об одном Папанове в первую очередь не говорят. Если на то пошло, так можно и про любого сказать, и про Миронова, и про Евстигнеева, и про Добржанскую…
  • Чудо одной сцены — Банионис в роли пастора-агностика, смешно считавшего деньги на своём языке, Жжёнов в неожиданной комедийной роли инспектора ГАИ, Невинный: «Посмотрим… Послушаем… Понюхаем… А где машина-то?»

Цитаты[править]

  • Голос за кадром:
    • Погоня! Какой детективный сюжет обходится без неё? Один — бежит, другой — догоняет! Таков непреложный закон жанра! Детектив без погони — это как жизнь без любви.
    • Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
  • Актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка. (режиссёр театра)
  •  — Кто свидетель? (Подберёзовиков)
    — Я! А что случилось? (Пожилая женщина). Троп абсурдно вышучивается.
  •  — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек. (Подберёзовиков)
    — Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было. (Деточкин)
    — «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». (Подберёзовиков)
  •  — У кого нога?(Семицветов)
    — Эта нога — у того, у кого надо нога. (Подберёзовиков)
  • Это моя дача! Пускай все слышат: это моя дача! (Семицветов)
    — А ты это докажи. Ты вообще живешь на свете по доверенности! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нет! Ты голодранец! (Сокол-Кружкин)

    — Тебя посодют, а ты не воруй!
    — Твой дом — тюрма!
    — Я торгую кулубнику[3], выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок! (Сокол-Кружкин)
  • Жениться нужно на сироте… (Семицветов)
  • А чего это ты от меня удирал? (Милиционер)
    — Привычка: ты догоняешь — я удираю. (Деточкин)
    — И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. Вышел бы, помог завести мотоцикл. Подцепили бы к твоей «Волге», как в прошлый раз.
    — Хе-хе. Хе-хе-хе-хе. Нет уж! Я уже убедился, как ты отвечаешь на доброту. Прости! Я уезжаю.
  •  — Простите, а вы не псих? (Подберезовиков)
    — Нет. У меня и справка есть. (Деточкин)
  •  — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы? (Подберёзовиков)
    — Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. (Деточкин)
    — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
    — Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
    — Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
    — Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся?
    — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
  • Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
  • Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
  • Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек. (Подберёзовиков про Деточкина на суде)
  • Свободу Юрию Деточкину! (Сокол-Кружкин в зале суда)
  • Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие — что бога нет. И то, и другое недоказуемо. (пастор)

Примечания[править]

  1. Будто бы у Эльдара Рязанова много не-культовых фильмов…
  2. Позднее олени исчезли с капотов, так как при аварии вспарывали животы пешеходам, которые иначе остались бы живы, и непристегнувшийся пассажир рядом с водителем при вылете головой через окно (что было очень актуально в силу отсутствия в машине ремней безопасности) тоже рисковал оказаться вспоротым оленем.
  3. В сценарии, естественно, было «Я продаю клубнику», но Папанов убедил режиссёра, что его вариант будет звучать колоритнее
Эльдар Рязанов
Фильмы Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!
Криминальное кино
Курсивом обозначены серии фильмов
Про преступников Беспредел (советский фильм) • Беспредел (японский фильм) • Бешеные Псы • Большой Куш • Брат • Джентльмены • Дилер • Долгий поцелуй на ночь • Жмурки • Залечь на дно в Брюгге • Ирландец • Казино • Карты, деньги, два ствола • Крёстный Отец • Криминальное Чтиво • Ларго Винч: Начало • Леон • Лицо со шрамом • Малыш на драйве • Множественные святые Ньюарка •От заката до рассвета • Прирождённые убийцы • Плачущий убийца • Рок-н-рольщик • Сёстры • Славные Парни • Субурбикон • Фарго
Про тех, кто на стороне закона Берегись автомобиля • Гнев человеческий • Неприкасаемые • Отступники • Рейд • Старикам тут не место • Типа крутые легавые • Трактир на Пятницкой • Тренировочный день • Три девятки • Убийца • Убийца: Против всех • Холодное лето пятьдесят третьего…
Советское искусство
Мета Соцреализм
Литература А зори здесь тихие… • Александр Беляев (Властелин мира • Голова профессора Доуэля • Продавец воздуха • Человек-амфибия) • Алиса Селезнёва • Амурские сказки • Аэлита • Братья Стругацкие (Град обреченный • Мир Полудня (Обитаемый остров • Трудно быть богом) • Пикник на обочине • Понедельник начинается в субботу/Сказка о Тройке • Улитка на склоне) • Бронепоезд 14-69 • Булгаков (Мастер и Маргарита, Собачье сердце) • Великий Кристалл • Вниз по волшебной реке • Волшебник Изумрудного города • Гринландия • Два капитана • Ефремов (Великое Кольцо (Великое Кольцо/Туманность Андромеды + Великое Кольцо/Час Быка) • Лезвие бритвы) • Живые и мёртвые • Зелёный фургон • Кондуит и Швамбрания • Лунная Радуга • Люди как боги • Малахитовая шкатулка • Меховой интернат • Мой дедушка — памятник • Момент истины (В августе сорок четвёртого) • Наследник из Калькутты • Небесный гость • Незнайка • Остап Бендер • Повесть о суровом друге • Повесть о Ходже Насреддине • Приключения капитана Врунгеля • Продавец приключений • Про Федота-стрельца, удалого молодца • Птица-слава • Рассказы о Суворове и русских солдатах • Республика ШКИД • Руки вверх! или Враг №1 • Тихий Дон • Тореадоры из Васюковки • Угрюм-река • Фаэты • Штирлиц
Кино и телефильмы Жанры: Детское кино • Истерн • Кино сталинской эпохи • Советская новая волна • Кино эпохи развитого социализма • Многосерийный телефильм • Перестроечное кино • Советская кинофантастика • Киножурналы

Студии: Госкино • Другие студии СССР • Ленфильм • Мосфильм
Авария — дочь мента • Александр Невский • Андрей Рублёв • Асса • Белое солнце пустыни • Большое космическое путешествие • В бой идут одни «старики» • Фильмы Гайдая (Бриллиантовая рука • Иван Васильевич меняет профессию • Кавказская пленница • Операция «Ы» и другие приключения Шурика) • Гардемарины • Глубокий рейд • Гостья из будущего • Дина • Достояние республики • Здравия желаю! • Иванко и царь Поганин • Игла • Иди и смотри • Кин-дза-дза! • Кто заплатит за удачу? • Курьер • Люми • Морозко • Москва слезам не верит • Не бойся, я с тобой! • Не покидай… • Отряд • Пираты XX века • После дождичка, в четверг… • Последнее дело комиссара Берлаха • Приключения Электроника • Пятнадцатилетний капитан • Рыжий, честный, влюблённый • Садко • Свадьба в Малиновке • Свой среди чужих, чужой среди своих • Сказка странствий • Служебный роман • Неуловимые мстители • Танк «Клим Ворошилов-2» • Убить дракона • Фронт • Чапаев • Чародеи • Человек-амфибия • Человек с бульвара Капуцинов • Чучело
Советская космическая фантастика: Большое космическое путешествие • Дорога к звёздам • Космический рейс • Луна (фильм 1965) • Марс (фильм 1968) • Мечте навстречу • Мир Полудня (Трудно быть богом • Обитаемый остров) • Москва — Кассиопея / Отроки во вселенной • Планета бурь • Семь стихий • Через тернии к звёздам • Я был спутником Солнца • …

Фильмы Рязанова: Берегись автомобиля • Ирония судьбы, или С лёгким паром!

Мультипликация Студии: Пилот • Союзмультфильм • ТО «Экран»

Режиссёры: Гарри Бардин • Иван Иванов-Вано • Натан Лернер • Сёстры Брумберг

Мультфильмы: Бременские музыканты • Бюро находок • Вовка в Тридевятом царстве • Возвращение блудного попугая • Двенадцать месяцев • Доктор Бартек и Смерть • Домовёнок Кузя • Дракон • Ёжик в тумане • Жил-был пёс • Ивашка из Дворца пионеров • Конёк-горбунок • Кот Леопольд • Крокодил Гена • Легенды перуанских индейцев • Летучий корабль • Мама для мамонтёнка • Маугли • На задней парте • Ну, погоди! • Падал прошлогодний снег • Перевал • Пластилиновая ворона • Пиф-паф, ой-ой-ой • По дороге с облаками • Приключения капитана Врунгеля • Приключения поросёнка Фунтика • Разлучённые • Тайна третьей планеты • Простоквашино • Ух ты, говорящая рыба! • Фильм, фильм, фильм • Чудовище • Шкатулка с секретом

Музыка Жанры: Авторская песня • Русский рок

Группы: Аквариум • Агата Кристи • Ария • Браво • ДДТ • Звуки Му • Зоопарк • Кино • Крематорий• Машина времени • Наутилус Помпилиус • Пикник • Смысловые Галлюцинации • Сектор Газа• Чайф • Чёрный Кофе • Чёрный Обелиск

Люди: Владимир Высоцкий • Сергей Курёхин • Гарик Сукачёв

Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве.

Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе.

Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны… 

image

Эти слова под душещипательную мелодию произносит (интригую зрителя) закадровый голос Юрия Яковлева на первых минутах бессмертной комедии Эльдара Александровича Рязанова «Берегись Автомобиля»! Семь городов до сих пор оспаривают право именоваться родиной легенды о народном мстителе Юрии Деточкине точно так же, как семь городов считают себя родиной Гомера. Дорогие Друзья, я Вас умоляю. Такая история могла произойти только в Одессе! А в чем я Вас уж точно смогу убедить, так это в том, что Одесса таки принимала самое непосредственная участие в съемках этой картины!

Итак, Дамы и Господа, приглашаю Вас отправиться в очередное увлекательное кинопутешествие по эпизодам фильма «Берегись автомобиля»!

«Берегись автомобиля»  1966 год.
Режиссер: Эльдар Александрович Рязанов
В ролях: И. Смоктуновский, О. Ефремов, А. Папанов, О. Аросева, А. Миронов, Г. Жженов, Е. Евстигнеев, Д. Банионис и многие другие. 

Сюжет комедийного детектива хорошо известен каждому. Неуловимый мститель своего времени, борец за справедливость Юрий Деточкин борется со спекулянтами, взяточниками и прочими гражданами, живущими на нетрудовые доходы, угоняя у них автомобили. После чего, он продаёт свою добычу, а заработанные таким образом деньги отправляет в детские дома. Все это происходит до тех пор, пока раскрыть серию таинственных автопохищений  не берется бесстрашный следователь Максим Подберезовиков.

image

Эта история, ставшая легендой, в те годы уже во всю бродила по стране. Режиссер Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский слышали ее во многих городах. В попытке установить первоначальный, достоверный источник информации, авторы шедевра обращались даже в правоохранительные органы. Однако, докопаться до истины так и не удалось. История уже успела стать народным фольклором.

Съемочный процесс проходил в течение 1965 года и затянулся до глубокой осени. Проводить натуральные съемки в столице становилось практически невозможно. Вечером ударял мороз и у актеров в кадре изо рта валил пар.

И вот тут на помощь создателям картины приходит теплая и гостеприимная Одесса!

image

Как удалось выяснить совместными усилиями с Олегом Елагиным, наш город появляется в кадре с первых минут кинофильма! Главный герой картины, Юрий Иванович Деточкин, вырастает буквально из — под земли на грузовом подъемнике!

image

Местом съемок этого эпизода стал одесский двор, расположенный по классическому адресу: на углу улиц Дерибасовской и Ришельевской! Удивительно, но все детали находятся на своих местах спустя 51 год!

image

Подъемник, хоть и запертый на замки, прекрасно сохранился. И судя по новому электрическому кабелю, механизм в рабочем состоянии! Даже часть металлической конструкции на стене, сразу над подъемником, точь — в — точь как в кадре!

image

Появились лишь современные кондиционеры и вентиляционные трубы кафе и ресторанов. Надо отметить, что дом был построен по проекту архитектора Семена Ландесмана в начале двадцатого века и мог похвастаться наличием одного из первых в Одессе лифтов!

image

Затем, главный герой под покровом ночной темноты появляется на крыше некого дома с загадочной трубой!

Благодаря отзывчивым читателям популярного одесского информационного издания, а также любопытству и настойчивости Алексея Костржицкого, посчастливилось определить и даже сфотографировать это таинственное место!

Им является внутренний двор банка «Порто — Франко», ранее Дом общества взаимного кредита, что на улице Пушкинской,10!

Здание было построено в 1903 году по проекту неподражаемого Александра Осиповича Бернардацци!

Сегодня у памятника архитектуры появилась современная надстройка. Однако, остальные элементы превосходно сохранились: овальные окна с оригинальными рамами, узорные перила балконов и самый главный атрибут — ее величество труба!

По лестнице, обвивающей ту самую кирпичную трубу, Иннокентий Михайлович Смоктуновский спускался во двор, где обильно поливал петли гаража рафинированным  маслом!

В поисках этой неуловимой трубы, Ваш покорный слуга изучил все дворы и дымоходы Одессы, ее окрестностей и соседних городов! Отчаявшись, в надежде на рассекречивание данной кинолокации, я написал письмо легендарному кинооператору Анатолию Михайловичу Мукасею, участнику съемочной группы «Берегись автомобиля»! А ответ получил от неравнодушных Одесситов!

Далее, Деточкин профессионально и хладнокровно угоняет очередной автомобиль, выезжая при этом совершенно из другого двора!

image

Свидетелем съемочного процесса становится дом, построенный в 1908 году и принадлежавший Павлу Степановичу Ралли.

image

Вот так он выглядит сегодня!

Не волнуйтесь, под колесами «Волги» погибают бутафорские ворота, а оригинальные находятся в целости и сохранности.

В объектив камеры попадает и интерьер двора.

image

В наши дни!

image

Скрывшись с места происшествия, Юрий Иванович выезжает на Екатерининскую площадь.

image

Сейчас дом выглядит как новый!

image

Быть в Одессе и не заглянуть в питейное заведение — это просто невозможно!

image

Если я заболею,

К врачам обращаться не стану.

Обращусь я к друзьям,

Не сочтите, что это в бреду…

Эту песню на стихи Ярослава Смелякова поют, выходя из бара на Дерибасовской, главные герои кинофильма: Юрий Деточкин, в исполнении легендарного Иннокентия Михайловича Смоктуновского, и Максим Подберезовиков — блистательный Олег Николаевич Ефремов.

image

Сейчас в подвальном помещении, как и в кино, располагается популярная одесская пивная!

image

Герои продолжают прогулку по главной улице нашего города.

image

Где с 1965 года произошли небольшие изменения: лестницу заменили, а входную дверь подъезда отреставрировали.

image

Любопытно, что Деточкина должен был играть Юрий Никулин. Но из-за плотного гастрольного графика цирка где он был занят, на эту роль было решено пробовать Олега Ефремова. А в результате главным героем фильма стал Иннокентий Смоктуновский.

image

Дом культуры, в котором по сюжету «замахивались на Вильяма нашего Шекспира», находится опять таки в Одессе!

image

Правда, входные двери со временем переделали на окна.

image

А на фасаде здания появились элементы современного уличного искусства.

image

В киноленте актерам приходится управлять автотранспортом. Эльдар Рязанов настоял и специально для этого актриса Ольга Аросева научилась водить троллейбус. А Иннокентий Смоктуновский чтобы сесть за руль «Волги» ГАЗ-21 сдал экзамен для получения водительских прав.

А знаете ли Вы, что это та самая «Волга», на которой контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука» в исполнении Анатолия Папанова везет Семена Семеновича Горбункова на Дубровку?!

image

Ну и какая Одесса без моря?!

-Пять тысяч пятьсот. Все.

-А все таки, почему у Вас все деньки одними рублями? Это подозрительно, нехорошо…

-Я пастор, эти рубли пожертвования Ему. Осталось немножко…

По сюжету, один из угнанных автомобилей Деточкин продает пастору в исполнении непревзойденного Донатаса Баниониса.

image

Процесс продажи столь заветной и долгожданной автомашины снимали на берегу самого Черного моря на одном из пляжей Одессы.

image

Донатас Банионис вспоминал, что для съемок в «Берегись автомобиля» за ним в Вильнюс прибыл второй режиссер. Донатас дал свое согласие, а когда прилетел в Одессу и встретился в гостинице с Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским, заметил в их глазах грусть и разочарование. Они ожидали совсем другой типаж пастора: длинное, вытянутое, худощавое лицо со светлыми волосами и голубыми глазами. Но деваться было уже некуда — на следующий день были назначены съемки.

image

И только спустя годы стало совершенно очевидно, что в этом фильме Донатас Банионис, как и город Одесса, стали настоящими королями эпизода!

В конце сцены купли-продажи «Волга» едва не увезла полный портфель денег, беспечно оставленный Деточкиным на багажник.

О съемках «Берегись автомобиля» на Железнодорожном вокзале читайте здесь!

Дорогие Друзья, совместными усилиями все кинолокации картины разгаданы, а очередная киноистория подошла к своему завершению.

Не все знают знают, что любопытного покупателя в этом эпизоде (его нет в титрах) сыграл Алексей Александрович Коренев — советский режиссёр-комедиограф, сценарист, отец актрисы Елены Кореневой. Пароль «Я от Олега Николаевича, приятеля Леонида Иосифовича», который говорит героиня Галины Волчек Диме Семицветову в исполнении Андрея Миронова — имя отчество Ефремова, а Леонид Иосифович — не кто иной как Леонид Иосифович Эрман, который вместе с Олегом Ефремовым стоял у истоков «Современника» и был его первым директором. 😎

«Я от Олега Николаевича» — сцена в комиссионном магазине… «Берегись автомобиля» 1966

«Я от Олега Николаевича» — эпизод в комиссионном магазине… «Берегись автомобиля» 1966 год. Мало кто знает, но любопытного покупателя в этом эпизоде (его нет в титрах) сыграл Алексей Александрович Коренев — советский режиссёр-комедиограф, сценарист, отец актрисы Елены Кореневой. Пароль «Я от Олега Николаевича, приятеля Леонида Иосифовича», который говорит героиня Галины Волчек Диме Семицветову в исполнении Андрея Миронова — имя отчество Ефремова, а Леонид Иосифович — не кто иной как Леонид Иосифович Эрман, который вместе с Олегом Ефремовым стоял у истоков «Современника» и был его первым директором. 😎

«Я от Олега Николаевича» — сцена в комиссионном магазине… «Берегись автомобиля» 1966 — видео

В повторный прокат вышла картина «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова по сценарию Эмиля Брагинского. Разобранная на цитаты, эта история не только веселит, но и показывает грустную изнанку самого свободного советского десятилетия 1960-х. С профессором, доктором исторических наук Олегом Лейбовичем, Вера Гиренко попыталась разобраться, почему Дима Семицветов — человек из будущего, Юрий Деточкин так и останется вором, а социальный антагонизм погубит СССР.

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»/«Мосфильм»

Олег Леонидович, режиссёр определял жанр своего фильма как трагикомедию. Как думаете, в чём трагизм этой истории?

«Берегись автомобиля» — это комедия в стиле «Вишнёвого сада» Чехова. Как мы помним, во МХАТе считали эту пьесу трагедией и соответствующим образом ставили, что ужасно раздражало Антона Павловича. У Рязанова тоже комедия с изрядной долей пародии на вербальную реальность середины 1960-х годов. Помните, когда режиссёр любительского театра в великолепном исполнении Евгения Евстигнеева говорит, что Ермолова играла бы лучше на сцене вечером, если бы днём отработала смену у шлифовального станка? Это пародия на доминирующую идеологию — замену профессионализма самодеятельностью, что артикулировалось в хрущёвскую эпоху. Эту пародию могла понять только целевая аудитория этого кино — столичная интеллигенция, которая начинала осознавать появляющийся в то время социальный антагонизм.

Почему вы думаете, что именно тогда он появился?

До 1953 года таких тем просто не было нигде: ни в литературе, ни в кино, ни в театре. А в 1960-е прессинг власти немного ослаб, и люди стали оглядываться вокруг себя и обнаруживать, что все разные. Такие же разные социальные типажи, как в «Берегись автомобиля». В этом многообразии интеллигенция почувствовала себя особой группой. Не «гнилыми интеллигентиками» и не «перепуганными интеллигентиками», как это было раньше, а ядром науки. Как писал поэт Борис Слуцкий в то время, «что-то физики в почёте, что-то лирики в загоне».

Рязанов рассказывал, что эту историю они с Брагинским услышали как городской фольклор.

Это выдумки. Фольклора про городского Робин Гуда никогда не существовало. Кроме того, легендой мне кажется и то, что сценарий было трудно протолкнуть на «Мосфильме» и что только публикация повести в десятом номере «Молодой гвардии» в 1964 году помогла процессу согласования сценария. Во-первых, долгое утверждение сценариев в те годы было обычным делом. Во-вторых, «Молодая гвардия» была тогда журналом второго ряда, поэтому очень нуждалась в текстах. В общем, никаких сомнений насчёт этой истории у власти не было. Но создателям фильма нужна была легенда, чтобы расширить свою аудиторию и не фокусироваться только на столичной интеллигенции, которой, повторюсь, фильм и адресован.

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»/«Мосфильм»

В «Берегись автомобиля» даже отрицательные персонажи — очень милые люди. Так ведь не могло быть в реальности?

Это следствие некоторой ошибки режиссёра. Он подобрал лучших актёров. Хороший актёр всегда обаятелен. К тому же Рязанов усложнил отрицательных персонажей. Например, герой Андрея Миронова — Дима Семицветов — мало рефлексирует, ему не до этого, ведь он постоянно нервничает, потому что чувствует, что идёт по краю. Работа в магазине ему претит. Но! При этом, заметьте, Шекспира он знает, потому что способен распознать автора книги, оставленной Деточкиным в его машине.

Может быть, этот отрицательный персонаж получился достаточно симпатичным потому, что он, в сущности, ничего плохого не делает? Он даёт людям, которые хотят жить иначе, вещи, которые маркируют их «инаковость».

Возможно, Дима Семицветов не кажется антигероем ещё и потому, что он — это человек будущего. Помните, фильм начинается с фразы, ставшей крылатой: каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, каждый, у кого есть машина, мечтает её продать? Съёмки шли в 1965 году — во время, когда автомобиль был редкостью, дефицитом. То есть фраза апеллирует не к актуальной реальности, а к тому миру, который будет потом. Олицетворение этого будущего — молодой «интеллектуал торгующий» из комиссионного магазина, у которого всё имущество переписано на супругу и на тестя. И единственный, кто воюет с «людьми будущего», — это герой Иннокентия Смоктуновского, который до этого играл Гамлета у Козинцева в кино и князя Мышкина в 1957 году у Товстоногова в спектакле.

Может быть, трагизм этой трагикомедии в том, что Гамлет и Мышкин по сути должен превращаться в вора по форме, чтобы бороться против существующего порядка вещей?

Возможно. К тому же правоохранительные органы в 1960-е годы с этим «порядком вещей» не справлялись. Сцена погони прекрасно это иллюстрирует. Автоинспектор гонится за Деточкиным на сломанном мотоцикле — это отличная метафора происходящего в 1960-е, когда дифференцированное общество существовало, воровство было, а ресурсов регулировать всё это было недостаточно. Чем занимаются правоохранительные органы в «Берегись автомобиля»? Они не ловят жуликов и воров, они пытаются им вернуть их украденные «средства передвижения», не более того. Плыть против течения в этих условиях может только князь Мышкин со всем своим простодушным юродством. Как объясняет мать персонажа, он человек несовременный.

Чем был автомобиль для человека в 1960-е годы?

Признаком высокого статуса. ГАЗ-21 — это казённая машина, которую, впрочем, в 1960-е уже выпускали в относительно свободную продажу. Купить её за 5000 рублей могли себе позволить только первые лица и жулики, нажившие большие деньги, как Дима Семицветов. Последние, чтобы легитимировать свой статус, покрывали его идеологической обёрткой. Как это сделал герой Миронова в суде, когда говорил о конституции СССР, которая не отменяет частную собственность и деньги.

Кроме названных, такую машину могли купить большие учёные. Для них существовали государственные премии. Государственная премия первой степени составляла 10 000 рублей — то есть две «Волги». А в конце 1940-х годов создали «Главатом», там были учреждены собственные премии. Первая премия составляла 500 000 рублей — это 100 «Волг». Такими деньгами государство расплачивалось с учёными за бомбы и освоение космоса.

Впрочем, учёный мог на «Волгу» и накопить. Зарплата профессора вуза в 1965 году составляла примерно 600 рублей в месяц при средней зарплате 120 рублей.

Как можно было купить дефицитную «Волгу»?

Стоять очереди, получать рекомендации и блат. В кино это всё опущено как для всех очевидное. Тогда же, в 1960-е, появилось явление того самого дефицита, которое приведёт к социальному расслоению, появлению нового, достаточно хищного класса коммерсантов, с которым власти не знали, что делать. И Брагинскому с Рязановым удалось увидеть эту тенденцию развития советского общества на ближайшие 30 лет.

Фото: кадр из фильма «Берегись автомобиля»/«Мосфильм»

Люди в 1960-е годы разве не чувствовали, что общество жёстко классировано, разделено на бедных и богатых и что реальность уже не соответствует коммунистической риторике, которую использовала власть?

Люди знали и понимали, что реальность далеко не такая, как власть предлагает о ней говорить и думать, их это не устраивало, над существующим положением вещей они смеялись, ругались из-за этого на кухнях, критиковали многое в курилках. И — приспосабливались. Как? Очень просто. Нужно было найти самое простое место работы, где платили минимальную зарплату, и искать доступ к людям, которые распоряжались вещами и услугами.

Помните, дама, которая договаривается о покупке немецкого магнитофона Grundig с Димой Семицветовым, называет фамилию человека, от кого она. Семицветов отвечает, что не знает этого человека. Потом она называет следующую фамилию, которую герой уже распознаёт. То есть вокруг героя Миронова сформировалась сеть из людей, которые знают о его существовании и пользуются его услугами. Эти персонажи обладали огромной властью. Поэтому, когда случились «андроповские облавы», начали с расстрелов московских директоров магазинов. Все очень удивлялись, зачем их расстреливают, ведь они всё делали как полагается. Они, как и все, действовали в рамках сложившейся идеологии, которая давно перестала кого бы то ни было воодушевлять и превратилась в демонстративное вербальное поведение, не соответствующее реальности. О технологии раздобывания дефицитных вещей и других реалиях жизни не говорили публично. В этой «немоте» и заключалась проблема.

В «Берегись автомобиля» кто-то пытается найти адекватную ситуации риторику?

Деточкин и пытается. Он открыто говорит о том, что много воруют. Как истинный юродивый, он всегда говорит правду. И действует в соответствии с ней. На самом деле он занимается перераспределением собственности, начатым советской властью ещё в 1920-е годы. Только не от богатых к бедным, а от жуликов к детям. Интеллигенция прекрасно понимала иронию: если этим больше не занимается власть, то это делает за них юродивый.

При этом заметьте, что Деточкин хотя и идеалист, но уже не романтик, потому что не верит, что его действия могут что-то изменить. В конце 1960-х у социологов был любимый тост — «за успех нашего безнадёжного дела». И мы понимаем, что и после возвращения из лагерей Деточкин будет заниматься тем же самым.

«Берегись автомобиля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.
«Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще лестно чувствовать себя умнее авторов».
Режиссёр- Эльдар Рязанов. Сценаристы- Эмиль (Эмануэль) Брагинский, Эльдар Рязанов.
Операторы- Владимир Нахабцев, Анатолий Мукасей. Композитор- Андрей Петров (II).
Художники- Борис Немечек, Лев Семёнов (II).

В ролях-


И. Смоктуновский
Юрий Деточкин

Олег Ефремов
Подберезовиков

Л. Добржанская
мама Деточкина

Ольга Аросева
Люба


Андрей Миронов
Дима Семицветов

Татьяна Гаврилова
Инна Семицветова

Анатолий Папанов
Семён Васильевич

Георгий Жжёнов
автоинспектор


Евгений Евстигнеев
Евгений Александрович

Сергей Кулагин
директор пивной

Виктория Радунская
Таня

Готлиб Ронинсон
Яков Михайлович


Борис Рунге
человек с чемоданами

Яков Ленц
продавец

Вячеслав Невинный
автослесарь

Донатас Банионис
пастор-покупатель


Галина Волчек
покупательница

Любовь Соколова
народный судья

Антонина Максимова
актриса театра

Юлиана Бугаева
Симочка


Лирическая трагикомедия «Берегись автомобиля» стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссёр, в основу сюжета легла «бродячая легенда» тех лет — о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах — в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать её из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: «Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике — Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное». Отсутствие реального прототипа озадачило авторов сценария, но не заставило отказаться от замысла; сочиняя своего героя, они, по свидетельству Э. Рязанова, опирались на традиции мировой литературы и кинематографа: главным образом фантазию авторов питали Дон Кихот, чаплиновский Чарли и князь Мышкин.

Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский.

И тут начались творческие споры: хотели сделать сюжет в форме американского вестерна с трюками, погонями, смешными сценами. Но в итоге отказались от такой облегчённой трактовки, ведь жанр вестерна не предполагает создание интересных, ярких характеров. « Нам хотелось, — писал Эльдар Рязанов, — сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других. Ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Этот человек — большой, чистосердечный ребёнок. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны, сдерживающие центры не мешают его искренним порывам. Мы дали ему фамилию Деточкин». » Редакторам Госкино в сценарии понравилось всё, кроме того обстоятельства, что симпатичный его герой ворует машины: было бы намного лучше, если бы он просто сообщал в ОБХСС, что такой-то человек — жулик и живёт на нетрудовые доходы.


На съёмках фильма.
Тем не менее фильм под названием «Угнали машину» был уже запущен в подготовительный период, когда председатель Госкино Алексей Романов забраковал сценарий — из опасения, что советские граждане, посмотрев фильм, начнут угонять друг у друга машины; фильм был «законсервирован». Рязанов и Брагинский переработали сценарий в повесть, которая в 1964 году была опубликована в журнале «Молодая гвардия» и получила хорошую прессу, — за это время режиссёр успел снять фильм «Дайте жалобную книгу». Благожелательные рецензии на повесть произвели впечатление в ЦК, и на съёмки фильма наконец было дано «добро».


По свидетельству Э. Рязанова, кандидатура Иннокентия Смоктуновского на роль Деточкина возникла ещё в 1962 году: «Но только в таком плане: хорошо бы было…» — в то время Смоктуновский снимался в «Гамлете», и на него трудно было рассчитывать. Тогда на главную роль был утверждён Юрий Никулин, на роль его антагониста, следователя Максима Подберёзовикова — Юрий Яковлев. Когда же в 1964 году Рязанов смог наконец приступить к съёмкам, Юрий Никулин вновь, как в 1962 году, отправился с цирком в длительное зарубежное турне, при этом фактически отказавшись от предложенной роли: «У меня ощущение, что я это уже сыграл». Рязанов обратился к Смоктуновскому, — вся съёмочная группа хотела, чтобы Деточкина сыграл именно он; но из-за занятости и усталости актёр отказался.

Пробы на роль Деточкина.
Рязанов пробовал на главную роль многих известных артистов; в их числе был и Леонид Куравлёв: «Он оказался достоверен, правдив, симпатичен, — вспоминал Рязанов, — но в нём не хватало странности, не было эдакого лёгкого сдвига мозгов». Пробовался на роль Деточкина и Олег Ефремов, — он мастерски изображал своего героя, но не был им: «Сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек».


И тогда Рязанов снова решил ехать в Ленинград к Смоктуновскому: «Я уговаривал как мог. Я уверял, что в случае необходимости мы перенесём действие фильма из Москвы в Ленинград. Мы создадим ему царские условия для работы. Я не скупился на посулы и обещания. Я не врал. Я и впрямь собирался облегчить ему жизнь. Я видел, что Иннокентий Михайлович нездоров и очень переутомлён». В конце концов Рязанову удалось уговорить Смоктуновского, чья природная странность дала необходимый эффект отстранения характера главного героя. Это был беспрецедентный случай: режиссёр взял с актёра расписку, что он будет сниматься! До сих пор в архиве в папке фильма «Берегись автомобиля» лежит расписка, в которой сказано: «Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съёмкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля»».


При этом Смоктуновский заставил режиссёра кое в чём отступить от сценария: так, при первой попытке угнать автомобиль Димы Семицветова, когда опаздывающий на поезд человек просил подвезти его, Деточкин, по сценарию, «врал с три короба», чтобы отвязаться от непрошенного пассажира, — в фильме Деточкин говорит всё как есть: что он собирается угнать машину и пассажир рискует попасть в неприятную историю. «Это Смоктуновский, — пишет Рязанов, — восстал против лжи своего героя. Это он восстал, следуя не только логике характера Деточкина, но и, пожалуй, своего собственного». В фильме актёр ещё раз сыграл Гамлета, но уже не как Смоктуновский, а как посредственный актёр самодеятельного театра. Рязанов в своём фильме напомнил и о другой знаменитой роли Смоктуновского — князе Мышкине; в одной из сцен невеста Деточкина Люба (Ольга Аросева) бросает в сердцах: «Посмотри на себя! Ты же идиот!»


А в Олеге Ефремове режиссёр нашёл идеального Максима Подберёзовикова: с одной стороны, подошли его «стальной взгляд, решительная походка, уверенность жеста, волевое лицо», с другой — в Ефремове присутствовала самоирония, позволявшая ему играть следователя-актёра «как бы не всерьёз, подчёркивая легкую снисходительность по отношению к своему персонажу».


От Смоктуновского требовательный Рязанов захотел чтобы актёр научился водить машину и сдал на права. И с тех пор всем другим маркам Смоктуновский предпочитал «Волгу», считая её самой надежной. Но всё же в фильме был и профессиональный каскадёр — Александр Микулин (хотя в те времена актёры чаще предпочитали все трюки делать сами). Он делал все трюки сам — без применения комбинированных съёмок. Рязанов преклонялся перед каскадёром. В его распоряжении была единственная «Волга» ГАЗ-21, полученная с конвейера завода. И он не имел права даже поцарапать автомобиль. И с этой задачей он блестяще справился. А саму машину Юрия Деточкина потом перекрашивали не раз. Из фильма «Берегись автомобиля» она перекочевала в «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой, но уже как такси. Это же такси заказывали на Дубровку в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая и «Яды, или Всемирная история отравлений» Карена Шахназарова. Сейчас эту «Волгу» можно увидеть в музее киноконцерна «Мосфильм».


Дуэт Андрей Миронов и Анатолий Папанов впервые появился именно в «Берегись автомобиля». Впрочем, тогда Рязанову показалось, что Папанов играет чересчур ярко и смешно. Знаменитые реплики: «Положь птичку» и «Тебя посодят, а ты не воруй» принадлежат Анатолию Дмитриевичу. Режиссёру же хотелось от него трагикомизма. И он даже хотел переснимать с ним сцены. Но потом времени не хватило. И к счастью, как признавался впоследствии Рязанов.


От Ольги Аросевой, которая сыграла возлюбленную Деточкина Любу, Рязанов потребовал не только научиться водить машину, но и окончить курсы и получить профессиональный диплом водителя троллейбуса. «И я сделала это, — рассказывала актриса — На первой же съёмке я должна была ехать в потоке машин, а Деточкин радостно на мой троллейбус кидался. Мне сказали: затормозишь в трёх с половиной метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не знали, что за рулём артистка Аросева. Я поехала. Вижу: высокий улыбающийся человек бежит наперерез движению и прямо ко мне на ветровое стекло кидается. Такой эмоциональный, порывистый, нервный, с воздетыми от восторга руками. А я только думаю, лишь бы мне его не задавить. Затормозила. Не задавила».

На съёмках фильма.

На съёмках фильма.
Смоктуновский вспоминал: «На съёмках финальной сцены оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулём троллейбуса, затем переводил камеру на Деточкина. В этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а на её место в кадре усаживался сам Эльдар Александрович. Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся» я произносил, обращаясь к режиссёру. Долго у меня эта сцена не получалась. Пока я не заявил Рязанову: «Эльдар, мы никогда не закончим, если я буду всё время на твою физиономию смотреть…»».


Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются всё-таки в Москве.


В кадрах фильма можно увидеть различные районы Москвы. Дима Семицветов работает в комиссионном магазине на улице Сретенка, а живёт в районе Смоленского метромоста. Сцену, где Деточкин, желая начать честную жизнь, выбрасывает в реку свои аксессуары, снимали в районе Большого Устьинского моста. Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом. Самодеятельный театр репетирует в ДК завода «Каучук». Юрий Деточкин отправляет телеграмму из ныне не существующего 291 отделения связи г. Москвы.


Донатаса Баниониса, говорящего по-русски с акцентом, в большинстве фильмов дублируют русскоговорящие актёры. В «Берегись автомобиля» он разговаривает своим голосом. Вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя” , использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».


Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей. Фильм Рязанова, наверное, нельзя назвать ни комедий, ни пародией, ни тем паче детективом в чистом виде, хотя элементы каждого из этих жанров, бесспорно, впитаны экранной историей. Фильм был награждён почётными дипломами на международных кинофестивалях в Эдинбурге (Шотландия) и в Сиднее (Австралия). В том же году Иннокентий Смоктуновский был отмечен призом за лучшее исполнение мужской роли на кинофестивале в Картахене (Испания). В 1967 году картины получила Почётный диплом на международном кинофестивале в Мельбурне (Австралия). По опросу журнала «Советский экран» Иннокентий Смоктуновский стал лучшим актёром 1966 года.

В фильме есть несколько киноляпов:
*В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
*В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
*Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.

В 1980-е годы в СССР фильм начал выпускаться на видеокассетах в коллекции «Видеопрограмма Госкино СССР» в SECAM. С 1990 года выпущен кинообъединением «Крупный план» на видеокассетах в системе PAL. В начале 2000-х годов фильм выпущен на DVD тем же объединением в системе звука Dolby Digital 5.1 и Dolby Mono (1.0) с русскими субтитрами, дополнением Фильмографии и документального фильма «История создания картины». Выпускался в системах PAL и NTSC.

Крылатые фразы:
«Понимаешь, кругом понаставили капканов.»
«Здравствуй, Люба! Я вернулся.»
«Мама такая хорошая, про паровоз поет!»
«А зачем вам парик?! У вас и так вся жизнь прошла в гриме.»
«Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи.»
«Это нога, у кого надо нога.»
«Ты доигрался в своем народном театре: к тебе заходил следователь.»
«Честно говоря, я сам не знаю, зачем страхую своё имущество!»
«Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.»
«Товарищи, деньги пока ещё никто не отменял.»
«Жениться нужно на сироте!»
«Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.»
«Папа, твои казарменные шутки сегодня неуместны.»

«С жульем, допустим, надо бороться!»
«Мы будем просто-таки нещадно бороться с лицами живущими, допустим, на нетрудовые доходы!»
«Твой дом — тюрьма!»
«Я торгую клубникой, выращенной собственными руками!»
«Нет, все-таки надо тебе под зад коленом! Надо!»
«Машина — на имя жены, дача — на мое имя… Ничего у тебя нет! Ты — голодранец!»
«Ничего, ничего, найдешь себе другого — честного.»
«Свободу Юрию Деточкину!»
«Тебя посодют — а ты не воруй!»
«Положь птичку!»

«…ушибленный» футболом…»
«Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днём, понимаете ли, работала у шлифовального станка.»
«А не замахнуться ли нам на Вильяма нашего, на Шекспира.»
«Во времена Шекспира не было сигарет «Друг».»
«У меня на заднем левом крыле гвоздем нацарапано неприличное слово.»
«Подай им наше фирменное пиво.»
«У Деточкина есть очень много болезненных родственников, в разных городах Советского Союза.»
«В профиль я получаюсь лучше.»
«Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет! И то и другое недоказуемо!»
«Эти рубли — пожертвование Ему. Ну-у, осталось немножко.»
«Деточкин понял, что это конец. Ему захотелось закрыть глаза, но он боялся задавить пионеров.»

Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.


Самара. Памятник Юрию Деточкину.

 ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=w-SXTPtdDKA

Википедия, kino-teatr.ru

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post412021197/


07.04.2017 —


Posted by |
Знаменитости…

Комментариев нет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берегись автомобиля мать деточкина актриса
  • Берегись автомобиля правила дорожного движения
  • Берегись автомобиля рисунки для детей
  • Берегись автомобиля посмотрим послушаем понюхаем
  • Берегись автомобиля погоня на троллейбусе