Берегись автомобиля сцена в комиссионном магазине

Блестящая кинокартина «Берегись автомобиля» вышла на экраны в 1966-м. Фильм уже стал культовым для отечественных зрителей. И не только. Съемки начались за год до премьеры и проходили в основном в столице Советского Союза. Несколько эпизодов были сняты в Одессе. Но все по порядку.

Замысел

В первой половине 60-х режиссер Эльдар Рязанов, уже прославившийся своей картиной под названием «Карнавальная ночь», находился в мучительном поиске сюжета для нового фильма. Тогда же он познакомился со сценаристом Эмилем Брагинским. Эта встреча в результате превратилась в длительное сотрудничество.

Именно они случайно узнали про некого советского «Робин Гуда». Этот человек угонял автомобили людей, которые жили на нетрудовые доходы. После этого он продавал машины, и все средства переводил в некоторые детские дома. Из этих денег он принципиально никогда и ничего не брал.

Многие утверждали, что все эти события разворачивались в Одессе. Другие – в Питере или в Москве. Третьи считали, что все это было в Ростове. Ну и, наконец-то, четвертые были уверены, что преступления этого благородного угонщика были совершены в Куйбышеве. Не зря же несколько лет назад в этом городе даже поставили памятник Деточкину.

Как бы то ни было, Рязанов и Брагинский не на шутку заинтересовались этой историей. Через некоторое время они написали сценарий и начались съемки.

где снимали берегись автомобиля

Актерский состав

На роль главного героя пробовались Юрий Никулин, Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Последнему в результате предложили сыграть следователя Подберезовикова. Тот, конечно, согласился, но заметил, что гораздо интереснее ему исполнять роль все-таки Деточкина.

В результате Рязанов уговорил сыграть этого персонажа И. Смоктуновского. Он клятвенно пообещал, что в крайнем случае готов перенести действие картины из советской столицы в Питер. Он говорил, что он создаст ему поистине царские условия для продолжения работы.

Дуэт Анатолия Папанова и Андрея Миронова впервые появился именно в этой ленте. С последним Рязанов вообще только-только встретился. И это знакомство оказалось очень плодотворным. На протяжении последующих двух десятилетий они искренне симпатизировали друг другу. Хотя некоторые шероховатости случались между ними.

Что касается Папанова, то когда фильм уже сложился, Рязанов признался, что актер играл очень ярко. Те изречения, которые были созданы Папановым, стали лейтмотивом всей картины.

где снимали фильм берегись автомобиля

Первые кадры

Где происходили съемки «Берегись автомобиля»? Любопытно, но вначале ленты закадровый голос утверждал, что в каком городе эта история произошла на самом деле, трудно сказать. Хотя главный персонаж обмолвился, что когда он продал последний угнанный автомобиль, он вернулся в советскую столицу. Одним словом, события «Берегись автомобиля» разворачивались все-таки в Москве.

В самом начале кинокартины главный герой ожидает троллейбус, за рулем которого находится его любимая женщина – Люба. Деточкин стоял на улице Разина, которую на данный момент именуют Варваркой.

Тем временем возлюбленная угонщика машин не смогла разговаривать с ним, и ее троллейбус начал спускаться к площади Ногина. Сейчас она называется «Варварские ворота».

Между прочим, на этом месте съемок «Берегись автомобиля» был пешеходный переход. На данный момент функционирует и подземный.

Кстати, этот эпизод снимался в два этапа. На этой территории съемочная бригада трудилась в августе и сентябре 1965-го.

где снимали берегись автомобиля погоня

Метромост

Следующие кадры связаны с непосредственной профессиональной деятельностью Деточкина. Он работал страховым агентом и в данном конкретном случае страховал имущество другого героя ленты — Димы. Эту роль доверили исполнить Андрею Миронову.

Где снимали «Берегись автомобиля» (фильм 1967 года)? Конкретно этот эпизод снимался в московском павильоне в самом конце декабря 1965-го. Но после этого появляются новые кадры с видами столицы. Так, главный герой шел по улице и впервые увидел «Волгу» мироновского персонажа. Позади – один из московских метромостов, на котором был запечатлен проезжающий поезд.

Это место съемок фильма «Берегись автомобиля» расположено между Бородинским и Новоарбатским мостами. На заднем плане снято и здание. Заметим, сейчас оно выглядит так же, как и пятьдесят лет назад.

Но в целом при желании такой ракурс снять уже невозможно. Дело в том, что там появился и надстроенный тоннель, который закрывает нужный обзор. Впрочем, к этому району мы еще вернемся.

«Волга»

На следующей сцене вновь появляется герой Андрея Миронова. Съемки проходили 6 августа того же года. Миронов, перевоплотившийся в образ Димы, передвигался на своем автомобиле «Волга» по улице. Затем машина совершила левый поворот и остановилась. После этого автомобиль продолжил свое движение и пересек улицу. Если внимательнее посмотреть на здания, сразу видно, что Миронов ехал по Сретенке. Любопытно, там видны и трамвайные рельсы. Дело в том, что в те времена по этой улице в действительности ходил этот общественный транспорт.

Кроме того, можно заметить не только угловое здание, в котором располагался «Комиссионный магазин», но и церковь. Правда, этот храм тогда был закрыт. Он перестал функционировать с октябрьских событий 1917-го. В самом начале 1960-го в этом здании располагалась выставка под названием «Морской флот СССР». К слову, в этом эпизоде последние два слова этой вывески мимолетно можно еще заметить.

От церкви герой Миронова повернул налево и вышел из автомобиля. В те времена рядом находился табачный киоск. Эти эпизоды были сняты в период 17.08–20.08.1965-го. А вот продавца сигарет сняли еще шестого августа.

съемки берегись автомобиля

«Комиссионка»

Когда персонаж Миронова припарковал машину, он направился в «комиссионку», о которой мы говорили выше. Заметим, этот магазин работает и сейчас. Только теперь он называется «Цветы на Сретенке».

Итак, герой, двигаясь в сторону магазина, перешел Рождественский бульвар. А Деточкин всячески следил за его передвижениями. Он спрятался за углом церкви, а потом решил перейти дорогу. Этот эпизод снимался в самом начале осени 1965-го.

Следующая сцена в фильме «Берегись автомобиля» (1966) — торговля Миронова в комиссионном магазине. Герой Миронова пытается уговорить покупательницу, чтобы она приобрела у него магнитофон марки «Грюндиг». В роли женщины снялась Галина Волчек. Эта версия была готова 15 марта 1966-го. Над сценой съемочная бригада трудилась до позднего вечера. Кстати, существовал и первый ее вариант. Причем, исполняла эту роль совершенно другая актриса.

Вечеринка Димы

Очередной эпизод фильма – квартира героя Миронова. В этих стенах вовсю шла «вечеринка». В это же время Деточкину удалось открыть капот машины Димы и отключить сигнализацию. Как видно, место угона – тот же район метромоста. Отчетливо видны очертания довольно больших зданий, которые высятся на противоположном побережье Москвы-реки. Слева можно заметить угол жилого дома. При этом в нем светятся два окна.

После шумного застолья хозяин квартиры с гостями вышел неуверенной походкой из подъезда, перед крыльцом которого хорошо виден канализационный люк. Он, кстати, сохранился до сих пор.

Вся нетрезвая кампания вышла за угол слева. Перед ними – любимая машина «Волга» Димы. А за ней — тот же метромост.

Как известно, гости персонажа Миронова попросили прокатить его на автомобиле. И тот не смог отказаться. Эта сцена снималась 15 октября 1965-го. Если обратить внимание, то камера захватывает ряд гаражей и здания на другом берегу Москвы-реки.

После веселой езды на автомобиле умиротворенные гости отправились по домам. Дима, как и они, пошел спать. Данный эпизод был снят еще девятого сентября того же года.

Далее по сюжету главный герой попал в капкан. Ему удалось освободиться из западни и, прихрамывая, он пошел вдоль того же метромоста. Сооружение находится слева. Что любопытно, справа можно увидеть множество домов. Эти здания уже не существуют.

Как говорилось выше, позднее был построен тоннель. И если поезд спускается с моста, он не будет виден. Но зато в кадре состав можно отчетливо рассмотреть.

Кстати, над 2-м фонарем можно заметить часть башенки. Она прекрасно видна, и это сооружение отлично сохранилось.

Сцену с капканом снимали в самом конце сентября того же года.

По сюжетной канве Миронов и Папанов отправились на загородный дачный участок. Эти персонажи занимались строительством дома. Эпизод снимался в Нахабино. По сути, эта местность не изменилась.

берегись автомобиля фильм 1966

Угон

Сюжет с подниманием гаража и непосредственным угоном, который снимался в ночное время суток, не станем рассматривать. Так как к этому мы вернемся снова, когда будет известно, что «Волгу» все-таки угнали.

Итак, с утра герой Миронова со своей супругой находились около гаража. Они попросили своего соседа, которого блестяще сыграл Вячеслав Невинный, посмотреть их машину. Заметим, в кадре видно, что на заднем плане высится большое здание, на котором красуется вывеска магазина «Турист». Также, когда вся троица подошла к дверям гаража, шли два состава метро. При этом один поезд двигался в горку, слева направо, а второй, соответственно, спускался. Это означает, что в кадре Москва-река находилась справа. То есть гараж героя Миронова был расположен на противоположной стороне метромоста, напротив их дома. А его можно разглядеть, когда как раз двигались два поезда.

Этот эпизод снимали три дня – 23, 25 и 26 октября 1965-го.

«Берегись автомобиля»: где снимали сцену погони?

Следующей сценой стала встреча Деточкина с представителем закона. Его сыграл Г. Жженов. Как вы помните, главного героя остановил именно он. Его милицейский мотоцикл заглох, и Деточкин помог завести его. Эпизод сняли 7 сентября 1965–го на Киевском шоссе (35-й км).

После этого персонаж Жженова соизволил проводить главного героя до почтового отделения, которое находилось в здании гостиницы. Заметим, в кадре было написано «291 отделение связи».

Затем служитель закона проверял автомобили. Эти съемки продлились два дня – 30.09.–01.10 того же года.

Очередной эпизод является поистине самым знаменитым. Речь идет об известной погоне. Где снимали погоню в фильме «Берегись автомобиля»? Что касается трюков с участием каскадеров, эти сцены были сняты на Машкинском шоссе и на пересечении МКАД и Внуковского шоссе пятого августа. Кроме того, съемочной бригаде пришлось снимать отдельные моменты этой гонки. Это было в конце октября, на Куркинской трассе.

Затем ночью Деточкин оказался в троллейбусном депо. Этот сюжет снимали в троллейбусном парке, что в Филях. Съемки происходили девятого ноября.

Далее Деточкин решил окончательно не заниматься угонами. Он выбросил в Москву-реку шляпу, перчатки и, конечно же, документы. После погони где снимали «Берегись автомобиля»? Это место легко идентифицировать. Главный герой находился под Большим Устинским мостом. Сзади видно высотное здание. В нем располагался кинотеатр «Иллюзион».

С другой стороны моста, у воды, Деточкин вылавливал из реки свои вещи. Увы, точный ракурс не представляется возможным. В противном случае пришлось бы заходить в воду…

берегись автомобиля 1966

Кстати…

Когда Деточкин пытается скрыться от погони (где снимали «Берегись автомобиля», вам уже известно), за рулем «Волги» находился дублер Смоктуновского. Он был профессиональным каскадером, и звали его Александр Микулин.

Мастер смог сделать абсолютно все трюки. Никаких комбинированных съемок вообще не было. Ему, в действительности, на полной скорости удавалось проскакивать под грузовик, разворачиваться на 180 градусов и прятать автомобиль на откосе трассы, чтобы служители правопорядка не нашли его. Затем он мчался по рытвинам и кочкам.

Когда «аттракцион» был снят, Микулин предлагал Рязанову повторить трюк. И тогда режиссер садился с ним в салон, чтобы испытать его ощущения. Честно говоря, большой необходимости в повторах вообще не было. Каскадер просто устраивал ему некоторую проверку. По большому счету, режиссер буквально преклонялся перед Микулиным.

Кстати, в трюках он пользовался единственной машиной, которая была получена с заводского конвейера. При этом каскадер даже не имел права поцарапать авто. Самое главное, с этой нелегкой задачей он справился просто отлично.

Проезд Деточкина

Еще где снимали фильм «Берегись автомобиля»? Довольно интересной сценой является проезд главного героя на «Волге» по Садовому кольцу. Деточкин едет на том месте, где через два года появится эстакада у станции метро «Цветной бульвар». Его машина двигалась в сторону м. «Маяковская».

Люба, как водитель троллейбуса, на запретительном сигнале светофора увидела автомобиль Деточкина. Она останавливалась как раз на том месте, где за сорок метров начнется новая современная эстакада.

Затем началась погоня. Ее финал снимался в противоположенном направлении на этом кольце. Любимая женщина Деточкина передвигалась за «Волгой». Она повернула направо и ехала по ул. Ермоловой. На данный момент она является Большим Каретным переулком.

Далее Деточкин решил позвонить своему приятелю по самодеятельному театру. Он трудился следователем. Будка, где главный герой звонил по телефону, находилась на Арбатской площади. Кроме того, из окошка можно заметить ресторан «Прага».

Потом Деточкин отправился в прокуратуру. Он уже подошел к подъезду. Этот эпизод был снят на Лермонтовской площади. Ныне ее именуют Красными Воротами.

места съемок фильма берегись автомобиля

Финал

ДК предприятия «Каучук» превратился в самодеятельный театр, где в свободное время актерствовали герои Смоктуновского и Ефремова. Правда, парадный вход заведения решили снимать в Одессе.

Для сцен судебного процесса съемочная бригада отправилась в Мосфильмовской павильон. Это произошло 15 февраля 1966-го. Через два дня сняли эпизод с Папановым, когда он бросил крылатую фразу «Свободу Юрию Деточкину!» Еще через день снимали речь начальника главного героя и последнее слово персонажа Смоктуновского.

Финальные сцены были сняты в самом начале марта того же года. Камера выхватывала Таганскую площадь, Николоямскую улицу и знакомый нам «Иллюзион».

Потом был показан троллейбус Любы. Он ехал по эстакаде, в районе Таганской площади. После этого камера снимала Любу в кабине. За ней можно увидеть станцию метро «Парк культуры». А это означает, что любимая Деточкина уже ехала по эстакаде над Садовым кольцом. Ну а впереди стоял и ее возлюбленный, который уже оказался на свободе…

Триумф

Фильм вышел на экраны в конце весны 1966-го. В прокате он занял заслуженное одиннадцатое место. Его зрителями стали двадцать девять миллионов человек.

Немногим позже ряд международных кинофестивалей приняли решение наградить картину соответствующими дипломами. Тогда же, но в Испании, Смоктуновский был признан лучшим актером. На следующий год ленте снова был вручен очередной диплом. Речь идет о фестивале в Мельбурне.

В 80-х картина была выпущена на видеокассетах под маркой «Видеопрограмма Госкино СССР», а чуть позже — «Крупный план».

В «нулевых» фильм появился и на DVD. Причем, присутствовали не только русские субтитры, но и своеобразное дополнение, которое называлось «История создания картины».

В 2013-м вышла версия картины в формате Blu-Ray. Кстати, именно тогда она была отреставрирована.

Летом следующего года выпустили и цветную версию фильма. Между прочим, великий Рязанов успел принять участие в этом процессе. Его не стало в 2015-м. А работа над колоризацией картины продолжалась. Премьера этой работы состоялась совсем недавно и была приурочена к 90-летию мастера.

Как я уже говорил, надстроили тоннель, поэтому поезд, спускающийся с метромоста сейчас не виден, но на кадре из фильма его хорошо видно. Также обратите внимание: над вторым фонарем слева видна часть башенки, ее видно хорошо и на современной фотографии.

Далее по фильму целый сюжет на природе, где идет строительство дачи, наслаждаемся блестящим актерским дуэтом Миронова и Папанова. Сюжет снимался в Нахабино.

Ночной сюжет с подниманием гаража и угоном опустим, так как позже все это мы увидим уже утром, когда обнаружится пропажа Волги.

Итак наступило утро, Дима с женой прибегают к гаражу и просят соседа (Невинный) посмотреть их Волгу (кстати заметьте, мужик в руках держит тряпку белого цвета, а когда открывается гараж, в это время у него в руках уже черная тряпка :-) ). В тот момент, когда они только подходят к соседу, отчетливо на заднем плане видим большой дом с вывеской Магазин «Турист» (набережная Тараса Шевченко, 3)

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

GL(205751)

Весной 1966 года на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» про честного и благородного жулика Юрия Деточкина. Фильм разобрали на цитаты, его оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики: лента получила несколько премий, в том числе на кинофестивалях в Сиднее и Мельбурне. Вспоминаем великолепные актерские дуэты и путешествуем по местам съемок.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

1246(155)

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

1704(507)

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

3805(135)

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

С Деточкиным по Москве

Хотя в начале фильма закадровый голос Юрия Яковлева утверждает, что неизвестно, где произошла эта история, большинство сцен фильма снято в Москве. Да и во время разговора в пивной Деточкин рассказывает Подберезовикову, как после очередного дела он вернулся в Москву. Посмотрим, где снимали фильм и как некоторые из этих мест выглядят сейчас.

Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет Любин троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), на фоне хорошо видно церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

1varvarka 720 kadr

1varvarka 720 foto

Люба не особенно расположена беседовать с женихом — как мы вскоре узнаем, его бесконечные командировки кажутся ей очень подозрительными. Героиня закрывает двери троллейбуса прямо перед носом у несчастного Деточкина и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).

2varvarskie vorota kadr

2varvarskie vorota foto

На площади мы видим зебру, а сейчас все переходы здесь убраны под землю. Кстати, изменилось еще кое-что — общественный транспорт продолжает двигаться вниз по Варварке по выделенной полосе, а вот автомобили сейчас едут в противоположном направлении, то есть от Варварских Ворот в сторону Кремля.

Вместе с Деточкиным по его служебным делам мы попадаем в дом 2а на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» Семицветова, которую будет угонять с таким упорством.

3smolenskaya naberejnaya1 kadr

3smolenskaya naberejnaya1 foto

В кадре на фоне Деточкина по Смоленскому метромосту проезжает поезд. Сейчас такой кадр поймать невозможно, потому что мост в этом месте надстроили закрытой галереей и проходящие поезда уже не видно. Кроме того, к мосту сейчас примыкает тяговая подстанция. Зато прекрасный образец сталинского ампира на заднем плане — дом 5/13 на Смоленской набережной — практически не изменился.

Здесь же снято еще несколько сцен. Пока в квартире Семицветовых идет вечеринка, Деточкин под покровом ночи предпринимает вторую попытку угона. Первую, как мы помним, сорвала сигнализация, теперь ее удалось отключить. Пока Деточкин роется под капотом, мы можем обратить внимание на темные силуэты зданий на заднем плане. Это дом с изящной башенкой, расположенный на противоположном берегу Москвы-реки (набережная Тараса Шевченко, дом 1).

4smolenskaya naberejnaya2 kadr

4smolenskaya naberejnaya2 foto

А наш герой тем временем залезает в машину и попадает в капкан. Пока Деточкин, обливаясь потом и слезами, пилит его, вечеринка Семицветовых подходит к концу и толпа гостей навеселе вываливает к машине. Подъезд, из которого выходит компания, изменился, но все еще узнаваем. Деревянную дверь со стеклами сменила обыкновенная железная, появился козырек, а колонны стали гладкими.

5smolenskaya naberejnaya3 kadr

5smolenskaya naberejnaya3 foto

Итак, угнать машину снова не получается, несчастный Деточкин хромает к невесте: «Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов». Но герой вернется сюда еще раз, и ему не помешает даже гараж, который поставили Семицветовы. Деточкин нанимает автокран, поднимает гараж и наконец увозит «Волгу». Интересно, что рассказали о таком дерзком способе угона машины Рязанову в милиции, и он решил использовать идею в своем фильме. Кстати, история о человеке, который ставил капкан на жулика, тоже подлинная.

А мы немного вернемся назад и рассмотрим еще одну интересную локацию съемок. У Димы Семицветова еще есть машина, и он ездит на ней на работу в комиссионный магазин. Снимали в настоящей комиссионке, магазин располагался на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки (тогда — улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.

6sretenka komissionnii kadr

6sretenka komissionnii foto

В этих сценах за Семицветовым очень комично следит Деточкин: надвигает шляпу на лоб, прячется за углом и вообще действует с очень серьезным выражением лица. Когда Деточкин переходит через бульвар, в кадр попадает угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Храм закрыли в конце 1930-х, сняли кресты и разобрали ограду. Здание отдали тресту «Артикпроект», в 1950-х годах здесь разместили музей «Советская Арктика», а с 1960-го — Музей морского флота СССР. Православной церкви храм вернули только в 1991 году.

7sretenka perehod kadr

7sretenka perehod foto

Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали не в Москве.

А на улицах столицы развернулась, возможно, менее зрелищная, но не менее динамичная погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Там еще нет Самотечной эстакады, ее начнут строить только в 1967 году. На светофоре Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении. В конце они сворачивают в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), и Любе приходится остановиться, потому что контактная линия закончилась и у троллейбуса слетают рога.

8sadovoe karetnii kadr

8sadovoe karetnii foto

Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде. В кадр попали Провиантские склады, в которых тогда находилась автобаза армейского Генштаба. Один из операторов картины Анатолий Мукасей (вторым был Владимир Нахабцев) вспоминал, что эту сцену снимали из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского «Здравствуй Люба, я вернулся», которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта немая сцена вошла в итоговый монтаж и советский кинематограф пополнился невероятно трогательным, сильным и в то же время очень простым и человечным финалом.

Источник

Места съемок фильма «Берегись автомобиля» полвека спустя (24 фото)

50 лет назад в прокат вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля». Фильм очень полюбился зрителю и до сих пор остается одной из самых любимых советских кинолент. Далее предлагаем отправиться по местам съемки фильма, чтобы взглянуть, как за минувшие полвека изменилась Москва.

Москва предстает перед зрителем уже на 8-й минуте фильма. Деточкин стоит на остановке и ждет троллейбус Любы. Действие происходит на Варварке, которая на тот момент называлась улицей Разина. Съемки этой сцены шли в 2 этапа: сначала в августе, а потом в сентябре 1965 года.

beregis avtomobiliya 01

Тогда троллейбусы здесь действительно ходили, сейчас же движения троллейбусов, даже служебного, по улице нет. Стоит заметить, что застройка улицы сильно поредела, особенно это заметно за храмом, где она была куда плотнее.

beregis avtomobiliya 02

Люба не разговаривает с Деточкиным и отбывает вместе с троллейбусом в сторону Славянской площади.

beregis avtomobiliya 03

Сейчас здесь воспользоваться этим видом транспорта уже нельзя, вместо него ходит только 25-й автобус. Вообще, троллейбус в этом фильме играет одну из главных ролей. Достаточно часто мелькает легендарная для того времени модель СВАРЗ-ТБЭС. Справа видно, как пешеходы переходят Китайгородский проезд по наземному переходу, сейчас тут только подземный. На самой площади поменялось не так много: такое же забитое автомобилями море асфальта, как и раньше.

beregis avtomobiliya 04

В начале 12-й минуты фильма Деточкин стоит у автомобиля клиента, к которому приезжал оформлять страховку. Дело происходит между домом №2А по Смоленской набережной и Смоленским метромостом, по которому как раз проходит поезд.

beregis avtomobiliya 05

Метромост сохранился до сих пор, но не в таком виде. Часть моста накрыта галереей, так что теперь поезда уже увидеть нельзя, только услышать. Справа сейчас построена тяговая подстанция, которая примыкает прямо к метромосту. Здание в стиле позднего сталинского ампира позади стоит до сих пор с одной лишь разницей: теперь на его фасаде появились кондиционеры и спутниковые тарелки.

beregis avtomobiliya 06

Деточкин разговаривает с хозяином машины, которого играет Андрей Миронов. Кстати, что интересно, мосфильмовская «Волга» ГАЗ-21, на которую положил глаз главный герой впоследствии стала знаменитым «такси на Дубровку» Папанова в фильме «Бриллиантовая рука» и такси героя Ефремова в фильме ««Три тополя» на Плющихе». В этой сцене хозяин автомобиля радостно бегает вокруг своей «Волги» и предлагает Деточкина подвести, но тот отвечает, что им не по пути.

beregis avtomobiliya 07

На заднем плане ещё виден дом, сейчас его не видно из-за крытой галереи, поезда в кадре тут тоже проезжали, но сейчас их тут уже не увидишь, всё закрыто. От светильников вдоль моста остались только вазы, в которые они были вмонтированы. Забавно, но это место сохранило свой характер и сейчас. Гаражи, попавшие в фильм, продолжали тут стоять еще долгое время. Теперь их тут уже нет, но автомобили до сих пор продолжают парковаться на этом месте и даже делают это в куда больших количествах.

beregis avtomobiliya 08

Середина 13-й минуты. Хозяин «Волги» Дима Семицветов, которого играет Андрей Миронов,приезжает в комиссионный магазин, в котором он работает.

beregis avtomobiliya 09

Это уже снималось на Сретенских воротах, дом стоит по линии Сретенки, на пересечении с Бульварным кольцом, одно из ключевых мест в фильме. Сейчас здесь находится магазин подарков.

beregis avtomobiliya 10

Двадцатая минута. Место действия то же: Сретенские ворота. Справа Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, который при советской власти использовался как музей «Советская Арктика», а затем музей «Морской флот СССР». Справа все тот же легендарный троллейбус СВАРЗ-ТБЭС, движущийся в сторону центра.

beregis avtomobiliya 11

Сейчас храм вернули обратно верующим, а движение на улице сделали односторонним. Что касается троллейбуса, он продолжал движение вплоть до сегодняшнего дня, 2 мая этого года его убрали.

beregis avtomobiliya 12

Один из ключевых моментов фильма: спешащий прохожий подбегает к «Волге» Димы Семицветова, в которой сидит Деточкин, пытаясь её угнать. Тогда у последнего ничего не вышло из-за сигнализации, а вот прохожий подставился, так как остался сидеть в Волге в качестве пассажира. Место знаковое, так как Дима сюда приезжал в комиссионный магазин на Сретенских воротах и ставил сюда машину.

beregis avtomobiliya 13

В принципе, Диму можно понять, от его дома до Сретенских ворот в каком-то смысле удобнее добираться на личном транспорте. От Чистых прудов ещё и пешком идти надо, а тут прямо у магазина. И кто бы мог подумать тогда, что здесь на месте запаркованной машины будет велодорожка.

beregis avtomobiliya 14

Полчаса киноленты позади. Вновь возвращаемся к Смоленскому метромосту. Тут Деточкин попытается угнать машину уже во второй раз, правда, опять безуспешно. В этот раз хозяин оказался предусмотрительнее и положил в машину капкан, поэтому пока все в квартире веселились под музыку, под неё же можно было видеть бедного Деточкина, попавшего ногой в капкан. В кадре все выходят из подъезда, это тот самый дом 2А на Смоленской набережной у Смоленского метромоста.

beregis avtomobiliya 15

Сейчас дверь в подъезд здесь стала обычной железной и без стекол. Появился козырёк, а тротуар рядом теперь имеет общий уровень с проездом. Цоколь дома покрашен и отштукатурен: всё стало гладким и сплошным, без границ отделки. Больше всего удивляют точность места съёмки. Именно в этом доме, из окна квартиры, действительно можно увидеть то место, где хозяин хранил машину до покупки гаража.

beregis avtomobiliya 16

Поворачиваем голову направо, практически это же место.

beregis avtomobiliya 17

Цоколь дома тут уже не такой гладкий и сохранился в прежнем виде. Правда весь тротуар теперь запаркован. Вообще машин практически везде стало больше. Вот тебе и «Берегись автомобиля». На заднем плане подстанция метро, примыкающая к метромосту. Раньше она находилась в 1-м Смоленском переулке, а потом её перенесли сюда. Сцена снята между этим домом и поликлиникой МИДа.

beregis avtomobiliya 18

Спустя час и тринадцать минут с начала фильма Деточкин передумывает расставаться со своим комплектом угонщика автомобилей. Сцена снималась на отмели Раушской набережной, рядом с которой есть небольшой спуск и причал у моста.

beregis avtomobiliya 19

В 1970-е годы здесь еще купались люди, сейчас только если очень пьяные, о чем возможно намекает оставленная у подъема бутылка вина.

beregis avtomobiliya 20

Сцена предшествующая той, когда Деточкин будет пытается оторваться от Любы, гонящейся за ним на троллейбусе.

beregis avtomobiliya 21

Сразу после съемки фильма, в 1967 году, на этом месте построили Самотечную эстакаду.

beregis avtomobiliya 22

Немного погодя уже завершение той же сцены погони троллейбуса и «Волги». Что интересно, по фильму они едут в одном направлении, а по факту получилось, что им бы пришлось развернуться на Садовом и поехать обратно к Сухаревской, от которой они ехали в сторону Самотёчной. На этом моменте Люба делает резкий поворот на троллейбусе и у него слетают рога. Троллейбус не смог продолжить погоню, так как Большой Каретный переулок не оборудован контактной линией.

beregis avtomobiliya 23

Переулок практически не поменялся, разве что отделку дома слева слегка отполировали. В остальном, тут, как и везде, только стало больше припаркованных автомобилей. Удивительно, что сохранились и бетонные ограждения тротуара. В каком-то смысле эта сцена указывает на печальную закономерность: в гонке между автомобилем и троллейбусом, последний может победить, но ему не хватает контактной линии.

Источник

Как снимали фильм «Берегись автомобиля»

avatar

Эта замечательная социально-сатирическая комедия увидела свет 3 февраля 1967 года. Сегодня мы решили вспомнить знаменитый киношедевр и подготовили несколько любопытных фактов о его создании.

bf33e41s 960

70b3e41s 960

Эта история напоминает фантастический сценарий: скромный и тихий актер театра самодеятельности с трогательной фамилией Деточкин на самом деле оказывается непримиримым борцом со взяточниками и прочими преступниками, и борется он во имя блага детей. В то время как другому актеру этого же театра, которому по роду деятельности приходится расследовать преступления нашего «Робин Гуда», он представляется как хитроумный, коварный и практически неуловимый злоумышленник. Такой оригинальный сценарий был придуман талантливейшем дуэтом советского кино – Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским («Служебный роман», «Ирония судьбы или С легким паром!» и другие киношедевры) на основе народной легенды о благородном автоугонщике. Только в то время эта легенда считалась правдивой историей, и Эльдар Рязанов потратил некоторое время на безуспешные поиски прототипа Деточкина – однако в реальности такого персонажа не существовало…

6473e41s 960

Чтобы сыграть роль подруги Деточкина – Любы, ее исполнительнице Ольге Аросевой пришлось на самом деле получить права водителя троллейбуса и затем водить настоящий троллейбус во время съёмок.

5173e41s 960

Изначально на роль Деточкина планировался Юрий Никулин, но он вместе с цирком отправился на гастроли в Южную Африку почти на полгода. Затем пробовался Олег Ефремов, однако в итоге роль отдали Иннокентию Смоктуновскому, а Ефремов сыграл милиционера Максима Подберезовикова. Во время утверждения кандидатов на роли в фильме, Смоктуновский проходил лечение от туберкулеза глаз, которое ему пришлось прервать ради съёмок, и затем продолжить после их окончания. Болезнь оказалась весьма серьезной: на лечение ушло почти два года.

6bf3e41s 960

В театре самодеятельности персонаж Смоктуновского играет роль Гамлета. Что интересно, на момент выхода кинокартины у Смоктуновского уже была блестяще исполненная роль в одноименном фильме : “Гамлет” был показан в 1964 году.

На фото: Гамлет Деточкина

f20be41s 960

Волга “ГАЗ-21”, на которой Деточкин ушел от погони, принадлежала Мосфильму. Впоследствии эта машину снимали еще в нескольких кинофильмах. Также автомобиль в какой-то мере прославился благодаря знаменитому эпизоду с Папановым «такси на Дубровку» (автомобиль там перекрашен) в фильме «Бриллиантовая рука». Эта же машина выступила в роли такси героя Ефремова в фильме «Три тополя на Плющихе».

ab0be41s 960

Продолжим тему погони за Деточкиным: вальс, звучащий во время преследования милиционером “неуловимого мстителя”, использует музыкальную фразу из песни «Padam… Padam…». Эта мелодия композитора Андрея Петрова – одна из наиболее известных и узнаваемых в мире музыки кино. В репертуаре певца Сергея Никитина есть написанная на стихи Евгения Евтушенко песня «Стеклянный Господин», использующая мотив вальса из фильма «Берегись автомобиля».

368be41s 960

Большинство сцен фильма снимали на натуре, и что интересно, в начале фильма закадровый голос автора утверждает, что не известно, в каком городе происходят события. Однако, в сцене беседы в пивбаре, Деточкин произносит фразу о том, что после продажи одной из угнанных машин, он вернулся в… Москву. Следовательно, события фильма разворачиваются все-таки в Москве.

df8be41s 960

А вот популярные и всеми любимые советские комики Андрей Миронов и Анатолий Папанов крайне легко и удачно вписались в концепцию фильма, еще и обеспечив всей съёмочной группе веселый рабочий процесс с бесконечной импровизацией и искрометным юмором. Работа Андрея Миронова в роли «работника торговли» критиками считается одной из его самых успешных. А цитаты персонажа Папанова прочно вошли в жизнь советского общества и актуальны, кстати по сей день, например: «Тебя посодют, а ты не воруй!» и др.

894be41s 960

Примечательно, что оба исполнителя главных ролей – и Смоктуновский, и Ефремов не были комедийными актерами. Поэтому их образы получились достаточно серьезными и даже драматическими, а комедия «Берегись автомобиля!» превратилась в трагикомедию.

a4cbe41s 960

Специально для съёмок Иннокентий Смоктуновский по настоянию Рязанова сдал на водительские права. Не совсем реалистичный сюжет картины режиссёр старался восполнить максимальной достоверностью съёмочного процесса: все трюки выполнялись каскадерами без комбинированных съемок, то есть, каскадёр на полной скорости проскакивал под мчащимся грузовиком-трубовозом, взлетал на быстро едущий трейлер и бросал машину под откос.

b9cbe41s 960

Также в фильме есть несколько киноляпов:

В эпизоде, где «Волга» Деточкина во время погони задним ходом выезжает с крутой обочины на дорогу, если приглядеться, заметен трос, который вытягивает машину.
В сцене погони Деточкин на большой скорости справа объезжает препятствия в виде стоящего на дороге грузовика (возле него никого нет) и движущегося навстречу автобуса. В следующий миг видно, что грузовик стоит на обочине, а водитель накачивает колесо.
Когда происходит беседа Деточкина с милиционером и тот жалуется на плохой аккумулятор, бордюры то покрашены «в зебру», то нет.

602be41s 960

Может быть, именно такой серьезный и ответственный подход к созданию кино в сочетании с высококлассными актерами и оригинальным сценарием, и являлся той базой, благодаря которой в советской киноиндустрии появились действительно гениальные произведения.

f52be41s 960

672be41s 960

Иннокентий Смоктуновский в этой роли создал один из самых популярных образов советского кинематографа; 9 ноября 2012 года в Самаре к восьмидесятипятилетию Эльдара Рязанова был открыт памятник Юрию Деточкину.

a2abe41s 960

Последняя сцена, где отсидевший Деточкин возвращается к Любе, снята на эстакаде Садового кольца над Ульяновской улицей и эстакаде Остоженки (тогда улицы Метростроевской) над Садовым кольцом. Самодеятельный театр репетирует в ДК завода «Каучук». Юрий Деточкин отправляет телеграмму из ныне не существующего 291 отделения связи г. Москвы.

fabe41s 960

Съёмки «Берегись автомобиля» прошли в течение 1965 года, премьера состоялась в мае 1966-го; в прокате этого года фильм занял 11 место — его посмотрели 29 млн зрителей.

Источник

Мало кто наверно задумывался, почему в фильме герои называют такие смешные суммы, покупая в комиссионке жутко дефицитную импортную аппаратуру .

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Начнем с первого диалога в комиссионке:

-Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий

-Вот есть очень хороший, отечественный

-Нет, спасибо, отечественный не подойдет

-Заграничный надо изыскивать…

-Я понимаю! Сколько?

-50

-50!?! ну возьмите себя в руки!

50 рублей за магнитофон? Даже советские магнитофоны так дешево никогда не стоили. 50 рублей за услуги по изысканию? Тогда почему же не обговорили стоимость самого магнитофона? У GRUNDIG ведь цена не печаталась на шильдике или корпусе, как у советских магнитофонов

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

С ценой GRUNDIG мы разберемся позже, а пока внимательно посмотрим какой отечественный аппарат предложил преуспевающий советский фарцовщик Галине Волчек.

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Попытка разыскать этот аппарат среди отечественных магнитофонов успехом не увенчался. Я уже стал грешить на декораторов, что они для фильма сколотили несуществующий магнитофон. Однако аппарат удалось распознать. Создатели фильма заставили Андрея Миронова ввести зрителей в заблуждение: в кадре не магнитофон, а музыкальный комбайн «Яуза»

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Вот такой чудо-аппарат 1956 года выпуска. Не зря Галина Волчек отказалась. Учитывая, что фильм снимали в 1965 году, могли бы подобрать магнитофон поновее…ну хотя бы «Эльфа-65»

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Однако, вернемся к фильму. Проходит время и покупательница приходит за заветным магнитофоном GRUNDIG, где и происходит следующий диалог:

— Вот, как и обещал. Магнитофон «Грюндиг». 4 дорожки, стереофония, элегантный внешний вид.

— Новый?

— Абсолютно новый! Сам лично проверял.

— Ну выписывайте! Я все помню

-80

-Как!!! Вы же говорили 50!

-У меня изменились личные обстоятельства…..

Под это сладкое описание, Галине Волчек буквально впаривают магнитофон Grundig TK 820 , 2 дорожки, моно, 1955 года выпуска, т.е. магнитофон десятилетней давности.

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Причем в кадре даже не Grundig TK 820 , а его советский близнец Мелодия МГ-56. Внешне они отличаются наличием дополнительных ручек у немца.

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Несмотря на внешнюю схожесть электроника внутри разная и схемные решения другие.

Причем «Мелодия МГ-56» считалась очень дорогим магнитофоном — 290 рублей. Дороже был только магнитофон «Яуза 10» -400 рублей. Зато это был точно » 4 дорожки, стереофония, элегантный внешний вид»

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Ну а «Grundig TK 820″, в год выпуска, стоил в ФРГ 965 дойчмарок.

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Не думаю, что в комиссионку магнитофон попадал по цене официальной конвертации немецкой марки. Остается только гадать, сколько рублей накручивали «доставщики».

Вот так круто развернулся смысл этого эпизода фильма: дамочке, желающей купить непременно «фирму», впаривают устаревший магнитофон 10 летней давности, да еще и за бешенную цену.

Чтобы не заканчивать пост на такой грустной ноте, добавлю несколько страниц из каталога GRUNDIG 1965 года, когда снимался фильм «Берегись автомобиля». Смотрите внимательно, особенно на фон:

Почему Андрей Миронов продал магнитофон Grundig по коммунистической цене? (х/ф "Берегись автомобиля")

Источник:

Ссылки по теме:

  • Чем отличаются движения лица у роботов и у человека

  • Огромные архивы из СССР: радио, кино, документы, календари, мультики, учебники и прочее-прочее. Часть 2

  • 33 интересных факта о Японии, которые доказывают, что эта страна не похожа на другие

  • Ностальгия ассортиментная: виды продуктов из СССР, о которых вы, вероятно, не слышали

  • Умер бывший секретарь ЦК КПСС Егор Лигачев

Новости партнёров

реклама

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берегись автомобиля смоктуновский лысый фото
  • Берегись автомобиля музыка скачать бесплатно рингтон на звонок
  • Берегись автомобиля музыка ремикс слушать
  • Берегись автомобиля ролик про дачу
  • Берегись автомобиля музыка ремикс скачать бесплатно