Материал из Викицитатника
«Береги́сь автомоби́ля» — советский художественный фильм, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1966 году режиссёром Эльдаром Рязановым.
Цитаты из фильма[править]
- — Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов. Жители столицы утверждают, что эта невероятная история произошла в Москве. Одесситы настаивают, что она случилась именно в их прекрасном городе. Ленинград и Ростов-на-Дону с этим не согласны. Семь городов оспаривают это точно также, как семь городов называют себя родиной Гомера. Надо сказать, что неизвестно, где происходила эта история, и происходила ли она вообще. Итак, как вы заметили, стояла тёмная ночь. Неизвестный очень старался остаться незамеченным, и это ему удалось. Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
- — Здравствуй, Люба. Я вернулся.
- — Я не настолько богат, чтобы оплачивать ещё и стихийные бедствия.
- — Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать. И не делает этого только потому, что, продав, останешься без машины. Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль. Мысль о том, что пять с половиной тысяч рублей попросту брошены на мостовой и к тому же снабжены колёсами, может отравить любую счастливую жизнь.
- — В гостеприимных стенах нашего Дома культуры созданы все условия, чтобы люди разных профессий приобщались к Мельпомене, которая была, как известно, понимаете, музой.
- — Я узнал вас.
— А… это не я!
— Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
— Я про судей ничего такого не говорил… - — Ведь, кроме того, актёр должен где-то работать. Нехорошо, если он… неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре!
- — Кого мы только не играли в своих коллективах! Лучше не вспоминать. Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете, нашего Шекспира?
— И замахнёмся! А что? - — В чём дело, гражданин?
— Смотрю.
— Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите! - — Вот хочу угнать эту машину, а вы меня задерживаете.
— Ну тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной. Я опаздываю на поезд. - — Кто свидетель?
— Я! А что случилось? - — И не надо грубить. А то я вас выведу с поля… э-э-э… с репетиции.
- — Евгений Александрович, вот это место: «Оставьте, ради бога!»
— Оставьте. Перерыв. - — Да-да, сигареты «Друг». Собака на этикетке, 30 копеек.
— Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
— «Беломора» не было — это вы верно заметили. Поэтому он и купил сигареты «Друг». - — И главная примета — сутулый. [при этих словах Деточкин выпрямляется и становится статным]
- — А как вы собираетесь ловить главаря?
- — Товарищи! Прошу всех на второй тайм!
- — На лису пойдёте, на волка?
— На медведя!
— На волка. Она шутит. - — Семицветов, она у тебя блондинка!
— Бежевенькая! - — Прокати нас, Ди-ма! Прокати нас, Ди-ма!
- — Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение.
- — Понимаешь, Люба, везде понаставили капканов…
- — У кого нога?
— Этa нога — у того, у кого надо нога. - — Дима, у Топтунова дачу отбирают!
— Кто отбирает?
— Ты что, дурак? - — С жульём, допустим, надо бороться!
— Ну почему он жулик? Человек просто умеет жить.
— Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк? - — Мы будем прост-таки нещадно бороться с лицами, живущих на, допустим, нетрудовые доходы!
- — Вот дам тебе прост-таки коленом — и вылетишь с моего участка!
- — Папа, мне уже надоел ваш солдафонский юмор.
- — А чё ты задаёсси? Ты кто такой есть?
— Это моя дача! - Пускай усе слышуть: это моя дача!
- А ты эт докажи.
- — Ты вообще живёшь на свете по доверенности.
— Пшёл отсюда!
— Не трожь собачку! Машина на имя жены, дача на моё имя… Ничего у тебя нед! Ты голодранец!
— Ну, почему… Почему я должен так жить? Господи, за что? Почему бы… Я, человек с высшим образованием, должен таиться, приспосабливаться, выкручиваться. Почему я не могу жить свободно, открыто? Ой, когда всё это кончится?
— Никогда!.. А что ты вообще имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу прост-таки-напрост-таки за это с тобой сделать?
— Я знаю… знаю…
— А-а, боится! Гы-гы-гы… - — Тебя посодют, а ты не воруй!
- — Твой дом — тюрма!
- — Что делать? Что делать?
— Сухары сушить! - — Надо дать следователю в лапу!
— Ты с ума сошла! «В лапу»! Сумасшедшая!
— Надо дать много, тогда он возьмёт! - — Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то шо зятя — родную дочь сотру в порошок!
- Этот тип всегда должен помнить, кто я такой есть! А он рядовой жулик!
- Всё-таки надо тебе дать коленом, надо!.. Ха-ха… Н-надо!
- — Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
— Поглядим.
— Да, а при переключении скорости такой звук: тук-тук-тук…
— Послушаем.
— А ещё, знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
— Пощупаем.
— Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
— Понюхаем.
— Мне кажется, там…
— Вы отоприте гараж-то!.. А где машина-то? - — Детектив без погони — это как жизнь без любви.
- — А чего это ты от меня удирал?
— Привычка: ты догоняешь — я удираю.
— И у меня привычка: ты удираешь, а я догоняю. - — Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть даже, он талантливей меня.
— Этого не может быть!
— Нет, в жизни это бывает. - — Ну всё-таки почему у вас все деньги одними рублями? Это что-то подозрительное. Нехорошо.
— А вы что, прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документов.
— А я могу сказать откровенно: я угнал эту машину. Могу рассказать, у кого и за что.
— Я тебе тоже могу рассказать откровенно: я — пастор. Эти ру́бли — пожертвование Ему. Ну… осталось немножко…
— И вы верите в Бога?
— Все люди верят. Одни верят, что Бог есть, другие верят, что Бога нет. И то, и другое недоказуемо. Будете пересчитывать?
— Буду! - — Магнитофон «Грюндиг», четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. Вещь редкая, уйдёт в минуту.
- (Семицветовы покупают капкан на угонщика)
— Как действует?
— Сюда кладёте приманку. Приманка-то у вас есть?
— Есть, есть.
— Ну вот, зверь крадётся, крадётся, и… - — Положь птичку!
- — Жениться нужно на сироте…
- — У Деточкина есть очень много всяких болезненных родственников в разных городах Советского Союза.
- — Скажите, какие у страхового агента могут быть командировки?
- — Ты доигрался в своём народном театре. К тебе заходил следователь!
- — А волчий капкан? А больная нога? А сигареты «Друг»?
— Слушайте, прекратите отсебятину! Во времена Шекспира не было сигарет «Друг», не было! И потом, почему вы перешли на прозу? - — Перестаньте, перестаньте махать саблей!
- — Мама такая хорошая, про паровоз поёт.
- — Простите, а вы не псих?
— Нет. У меня и справка есть. - — Сейчас принесут свежее пиво, только что завезли. И воблы подадут.
— А воблу только что поймали? - — Ты посмотри на себя, ведь ты же… идиот!
- — Зачем вы это сделали? С каких пор вы стали угонять машины у честных людей? Где же ваши принципы?
— Э, нет! Это машина Стелькина, а он взяточник. - — Какой ещё Стелькин?! Это машина известного учёного! Доктора наук!
— Минуточку, я сейчас сверюсь с картотекой.
— Картотека у него! Картотекой! Бюрократ несчастный!
— Это машина Стелькина, а он взяточник!.. Не может быть… Неужели я ошибся? - — Вы сейчас же перегоните «Волгу» её владельцу. А вам я советую, очень советую, явиться ко мне, как говорят, с вещами!
— А спектакль?
— Спектакля не будет! - — Да, не забудьте сказать: «Быть или не быть».
- — «Горацио, я гибну. Мать, прощай!»
— Юра, я здесь!!! - — Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть. На Конституцию!
- — Товарищи, деньги ещё никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
- — Он, конечно, виноват. Но он… не виноват!
- — Свободу Юрию Деточкину!
- — Я не мог этого терпеть. Ведь воруют! Много воруют. Я ведь вам помочь хотел, граждане судьи.
Цитаты из сценария[править]
|
Через пятьдесят минут Деточкин прибыл в центр города. Тысячи москвичей в хорошем московском темпе бежали по улицам, скрывались в тоннеле подземного перехода, выбегали из-под земли и вновь исчезали в кратере метро. К остановке подъезжали троллейбусы. Сквозь их стеклянные стены, как товары в витрине, были видны пассажиры. Деточкин терпеливо стоял на остановке и чего-то ждал. Прошло около часа. За означенное время от остановки отъехало двадцать три троллейбуса. Ни в один из них Деточкин не сел. Когда подошел троллейбус двадцать четвёртый по счёту, Деточкин засуетился. Он сошёл с тротуара, обежал машину спереди и заглянул в окошко водителя. |
Цитаты о фильме[править]
|
В «Берегись автомобиля» Папанов сочинил большую часть текста. Во всяком случае, того текста, который ушел «в народ»: «Свободу Юрию Деточкину!», «Что делать? Сухари сушить!» и многое другое. И состоялся даже некоторый бунт партнёров: Папанов выпадает из ансамбля! То есть играет слишком ярко. Мало кто из актёров его уровня так слабо был озабочен карьерой.[2] |
— Дмитрий Щеглов, «Последнее лето Папанова», 2003 |
Примечания[править]
- ↑ Э. Рязанов, Э. Брагинский. «Тихие омуты». ― М.: Вагриус, 1999 г.
- ↑ Дмитрий Щеглов. «Последнее лето Папанова». ― М.: «Совершенно секретно» от 4 марта 2003г.
Цитаты из фильма «Берегись автомобиля»
Есть мнение, что народные театры вскоре вытеснят! Наконец… театры профессиональные! И это правильно! Актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением. Ведь кроме того, актер должен где-то работать. Неправильно, если он целый день, понимаете, болтается в театре. Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете, работала, у шлифовального станка.
Жениться надо на сироте.
— Что такое? Что случилось?
— Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов…
— Боже мой! Господи, Боже мой! Что с тобой? Боже мой!
— Несчастный я, несчастный! Мне так не повезло!
— Они разложили на столе бухгалтерские документы.
— Это ревизия. Подай им наше фирменное пиво.
Кого мы только не играли. Лучше не вспоминать.
Попался, брат! От милиции не убежишь!
Вы на редкость чуткий руководитель!
— В чем дело, гражданин?
— Смотрю.
— Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите.
— Инга, Инга, что делать? Что делать, Инга, что делать?
— Сухари сушить!
Тебя посодют, а ты не воруй.
Машина на жену, дача на тестя… У тебя ничего нет! Ты голодранец!
Граждане судьи, может быть, я неправильно действовал, но от чистого сердца. Я… не мог этого терпеть. Ведь воруют, много воруют… я ведь вам помочь хотел, граждане судьи, и потому всё это вот так получилось. Отпустите меня, пожалуйста. Я больше не буду. Честное слово, не буду.
— Дима, у Топтунова дачу отбирают!
— Кто отбирает?
— Ты что, дурак?
— Папочка, у Топтунова дачу отбирают.
— И правильно отбирают, давно пора! С жульем, допустим, надо бороться.
— Ну почему он жулик? Человек умеет жить.
— Ты мне скажи, на какие заработки заместитель директора трикотажной фабрики отгрохал себе двухэтажный особняк?
— Это его дело!
— Нет, наше! Мы будем нещадно бороться с лицами, живущими на нетрудовые доходы!
Положь птичку!
— Странные вопросы вы задаёте, товарищ следователь!
— Да… Я странен, а не странен кто ж?..
Слушай, я здорово набрался, а? Должен положить себя в горизонтальное положение.
— Я узнал вас.
— А это не я!
— Это ж вы говорили: «А судьи кто?»
— Я про судей ничего такого не говорил…
Человек, как никто из живых существ, любит себе создавать дополнительные трудности. Именно этим объясняется желание иметь собственный автомобиль.
Свободу Юрию Деточкину!
Зритель любит детективные фильмы. Приятно смотреть картину, заранее зная, чем она кончится. И, вообще, лестно чувствовать себя умнее авторов.
«Берегись автомобиля» — советский комедийный фильм 1966 года режиссера Эльдара Рязанова. Сюжет картины разворачивается вокруг Дмитрия Дементьева, простого личного водителя городского начальника. Свою роль великолепно исполнил Иннокентий Смоктуновский. Дементьев уверенно и строго соблюдает правила дорожного движения, но в то же время ведет двойную жизнь как умелый автовор-любитель. Перепродавая украденные автомобили, он передает все деньги на благотворительные цели. Он пытается по своему убедить людей заботиться о друг друге, находясь за рулем.
Фильм является ярким образцом советской комедии и известен своим остроумием, тонким юмором и утонченной сатирой на социальные неправильности. Комбинируя увлекательный сюжет с серьезной социальной темой, «Берегись автомобиля» оставляет зрителям важное послание о безопасности дорожного движения и взаимном уважении. Кроме того, картина также отмечена музыкально-песенной составляющей на стихи Роберта Рождественского и в исполнении замечательного актера и певца Михаила Пуговкина.
- Главная
- Фильмо-цитаты
- Берегись автомобиля
- Цитаты
«Берегись автомобиля» — цитаты
Все цитаты и крылатые фразы из фильма «Берегись автомобиля»
― …и естественно, что актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением.
― И правильно отбирают, давно пора! С жульем, допустим,надо бороться.
― Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на ВильЯма, понимаете, нашего Шекспира?
Про фильм и самые-самые цитаты (Действует одна и та же рука, опытная и умелая…)
Полный текст фильма… (Много букв. Простите, а вы не псих? Нет, у меня и справка есть)
Скачать цытаты с картинками! (Положь птичку! Pdf — 1,8 Мб)
В двух словах
Юрий Деточкин днем работает страховым агентом, вечерами играет Гамлета, а ночами угоняет автомобили…
Зачем стоит перечитать цитаты из фильма «Берегись автомобиля»
— Чтобы вспомнить, почему Дима Семицветов отказался оплачивать стихийные бедствия;
— Вспомнить ударные фразы Семена Васильевича;
— и сцену допроса под видом поединка. Защищайтесь, сударь!
А теперь — цитаты
―Здесь было так темно, тихо и пустынно, что невольно хотелось совершить преступление.
―Итак, из одного района угнана третья по счету машина.
Действует одна и та же рука, опытная и умелая!
―Эта рука действует в хлопчатобумажных перчатках фабрики номер восемь.
―А вы заметили, что во дворе, где произошла кража, и рядом на улице ночует много безгаражных машин.
―Да.
―А украсть машину, которая на улице, ведь легче, чем из гаража?
―Это вы очень точно заметили.
―Если тут применять учение Станиславского о сверхзадаче, возникает любопытная мысль: преступник идет по пути наибольшего сопротивления. А почему? Вот, раскрыв его сверхзадачу, мы поймаем преступника.
―Это грандиозно!
―Товарищ следователь, я забыл сообщить одну деталь, может она поможет.
―Слушаю, товарищ потерпевший.
―У меня на заднем крыле гвоздем процарапано неприличное слово…
―Подождите… так… какое?
―Вы не станете отрицать, Деточкин, что я проявляю к вам чуткость и заботу. В каждом случае, когда заболевают или умирают ваши родственники, я предоставляю вам отпуск за ваш счет.
―Вы на редкость чуткий руководитель.
Новая машина Димы Семицветова
―А, собственно, я и сам не знаю, зачем страхую свое имущество.
―А пожары! Обидно будет, если такое имущество и сгорит безвозмездно.
―Я не настолько богат, чтобы оплачивать еще и стихийные бедствия.
―Подвезти?
―Нам не по пути.
Пришло время замахнуться. И замахнемся!
―…Развитие народного самодеятельного искусства идет вперед семимильными шагами. Веяния времени коснулись, наконец, и нас, коллективов самодеятельности. Нас стали укрупнять, создавая народные театры, можно сказать, из клубных команд формируют сборные.
―…и естественно, что актер, не получающий зарплаты, будет играть с большим вдохновением.
―Ведь насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете,.. работала у шлифовального станка.
―Звание народного театра ко многому обязывает. Кого мы только не играли в своих коллективах, лучше не вспоминать.
―Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на ВильЯма, понимаете, нашего Шекспира?
―И замахнемся!
Вот так и возникают нетрудовые доходы
―В чем дело, гражданин?
―Смотрю.
―Что, в зоопарке, что ли? Вон телевизор, смотрите.
―Пятьдесят?
―Угу.
―Ну возьмите себя в руки.
―Нужно узнать, нужно привезти.
Попытка № 1. Свидетель, поезд и сигареты «Друг»
―Вот хочу угнать эту машину, а Вы меня задерживаете.
―Ну, тогда, пожалуйста, угоните вместе со мной, я опаздываю на поезд.
―Кто свидетель?
―Я. А что случилось?
―Каждый игрок должен знать свою роль назубок, и не надо бестолково гонять по сцене.
Играть надо головой!
―И не надо грубить, а то я вас выведу с поля… э… с репетиции!
―Вы что курите?
―Сигареты «Друг»
―Да-да… сигареты «Друг»… собака на этикетке… тридцать копеек…
―Вообще-то я курю «Беломор», но «Беломора» не было.
Попытка № 2. Капкан, приманка и нога
―Нам, пожалуйста, капкан на крупного зверя.
―На лису пойдете, на волка?
―На медведя.
―На волка. Она шутит. Ого. М-да. Скажите… как действует?
―Сюда кладете приманку. Приманка-то у вас есть?
―Есть, есть.
―Хищник чует приманку… крадется.
―А-ах!
―Крадется… и зверь пойман!
―Прелесть!
―Выпишите!
―Что такое? Что случилось?
―Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов!
―У кого нога?
―Эта нога — у того у кого надо нога!
Диме не повезло с машиной, зато повезло с тестем
―И правильно отбирают, давно пора! С жульем, допустим, надо бороться.
―Семен Васильевич, это его дело!
―Нет, наше!
―Ты вообще живешь на свете по доверенности!
―Не трожь собачку!
―Машина на имя жены, дача — на мое, ничего у тебя нет. Ты голодранец!
Попытка № 3. Получилось!
―Здрасьте. Вы знаете, у нас заедает правый поворот.
―Поглядим.
―Да. А при переключении скорости такой звук, такой — тук-тук-тук…
―Послушаем.
―А еще, вы знаете, у нас перегревается правое переднее колесо.
―Пощупаем.
―Да, а позавчера весь день в машине пахло бензином.
―Понюхаем.
―Мне кажется, там…
―Вы отоприте гараж-то.
Погоня!
―Деточкин любил детей. Он не мог поступить иначе. Деточкин понял, что это конец. Ему захотелось закрыть глаза, но он боялся задавить пионера.
―А все-таки, почему у вас деньги одними рублями? Это что-то подозрительно. Нехорошо!
―А вы что? Прокурор? Я не спрашиваю, откуда эта машина, почему нет документ.
―А я могу сказать откровенно. Я угнал эту машину. Могу рассказать у кого, и за что.
―Я тебе тоже могу рассказать откровенно. Я — пастор. Эти рубли — пожертвования Ему! Ну! Осталось немножко!
―Я всегда говорил, что это талантливый преступник. Может быть, даже… он талантливее меня.
―Этого не может быть!
―Нет, в жизни это бывает.
Семен Васильевич неотразим и прекрасен
―Тебя посодют, а ты не воруй!
―Семен Васильевич! Вы же у меня в доме!
―Твой дом — тюрьма!
―Инка, что делать?
―Сухари сушить!
―Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками.
―Положь птичку!
―Жениться нужно на сироте!
Открылась правда
―В какой город вы послали в командировку вашего сотрудника Деточкина?
―Я его никуда не посылал.
―Защищайтесь, сударь!
―Я к вашим услугам…
―Я имею честь напасть на вас. Где вы пропадали?
―Вот это удар!
―Спокойно!
А теперь открылась вся правда…
―Простите, а вы не псих?
―Нет, у меня и справка есть.
―Да, дорогой зритель, Деточкин не брал себе денег.
Он хоть и вор, но бескорыстный, честный человек.
―Слушай, друг! Не сажай меня до премьеры, прошу тебя!
―Я тебя вообще сажать не буду. Живи свободно!
―Понимаешь, такая роль! Один раз в жизни бывает, понимаешь?
―Зачем ты это делал? Кто тебя просил? Кто тебя заставлял? Ты посмотри на себя. Ведь ты же… идиот.
―А спектакль?
―Спектакля не будет!
―Товарищи, зрителей полный стадион. Прошу всех на сцену.
Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!
―Деточкин не просто вор. Он хуже! Он бандит! Его надо судить за бандитизм со взломом!
―Этот тип замахнулся на самое святое, что у нас есть! На Конституцию!
―Товарищи, деньги пока еще никто не отменял. От каждого по способностям, каждому по труду в его наличных деньгах.
―Следственные органы доводят до сведения суда, что против свидетеля Семицветова возбуждено уголовное дело.
―Папа!
―Ничего, ничего, найдешь себе другого, честного!
―Я понимаю, товарищи судьи, перед вами сложная задача: Деточкин нарушал закон, но нарушал из благородных намерений. Он продавал машины, но отдавал деньги детям. Он, конечно, виноват, но он… не виноват. Пожалейте его, товарищи судьи: он очень хороший человек.
―Свободу Юрию Деточкину!
―Граждане судьи, может быть, я неправильно действовал, но от чистого сердца. Я… не мог этого терпеть. Ведь, воруют, много воруют… я ведь вам помочь хотел, граждане судьи. Отпустите меня, пожалуйста! Я больше не буду… честное слово не буду!
―Здравствуй, Люба. Я вернулся.
/* Конец… */
И ведь что интересно…
Чему как бы учат нас цитаты из фильма «Берегись автомобиля»
Каждый игрок должен знать свою роль назубок, и не надо бестолково гонять по сцене.
Думаете, не замахнуться ли вам на ВильЯма Шекспира? Не думайте, а замахнитесь. Мы будем вами гордиться.
Самое святое, что у нас есть — это Конституция. Вот на нее замахиваться — нехорошо.
Смотрите хорошее кино — и будет вам счастье.
И помните: насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете,.. работала у шлифовального станка.
Про фильм и самые-самые цитаты (Действует одна и та же рука, опытная и умелая…)
Полный текст фильма… (Много букв. Простите, а вы не псих? Нет, у меня и справка есть)
Скачать цытаты с картинками! (Положь птичку! Pdf — 1,8 Мб)
Ссылки по теме
«Берегись автомобиля» на Википедии
«Берегись автомобиля» на сайте Кино-Эксперт. Много обсуждают. Любят, должно быть
На сайте кинотеатр.ру — тут много обсуждают
Присмотреть на Озоне:
DVD «Берегись автомобиля»
Аудиокнига. Эмиль Брагинский и Эльдар Рязанов. Берегись автомобиля
Audio CD «Лучшие мелодии из кинофильмов. Часть 1»
Audio CD «Андрей Петров. Берегись автомобиля и другие…»
Что-нибудь еще? Да, их есть у меня…
Формула любви (Заголосила! Да не простыл наш батюшка, а с глузды двинулся!)
Бриллиантовая рука (Ну-с, будем принимать меры. А что делать? Пьянству — бой!)
Покровские ворота (Я вся такая внезапная, такая противоречивая вся…)
Семейка Аддамс (А печенья сделаны из настоящих скаутов?)
Убрать Перископ (Я гарантированный геморрой, сэр.)
Крылья, ноги и хвосты (Эй, ты, птичка, летим со мной, там столько вкусного)
М.Успенский — Там, где нас нет (Ты смотри — сироту всякий норовит обидеть!)
А на посошок?..
— Список, товарищ Сухов… Гюльчатай!!!
— Я наивная, я доверчивая. Меня легко обмануть!
— Краденая кобыла дешевле купленой!
«РГ» предлагает вспомнить самые знаменитые киноцитаты Анатолия Папанова.
1. Алло, Шеф, эт я, Лелик!
Пожалуй, самым богатым на крылатые фразы является фильм «Бриллиантовая рука». Практически все, что произносит герой Папанова Лелик, можно включать в наш список — таким уж характерным получился у него персонаж. Например, эту фразу с непередаваемой интонацией он произносит, когда звонит по телефону своему шефу, несколько раз повторяя свое имя.
2. Будет тебе там и ванна, будет и кофэ, будет и какава с чаем. Поехали!
И снова — «Бриллиантовая рука». В разговорах со своим напарником Гешей Лелик практически без остановки радует зрителей интересными и запоминающимися фразами: «Нэ бэспокойся, Козладоеу!», «Зато дешево, надежно и практично!», «За чужой счет пьють даже трезвенники и язвенники!», «Шампанское по утрам пьют или аристократы, или дегенераты!». Запоминается и цитата про ванну, кофе и какао — на следующий день после происшествия в ресторане «Плакучая ива» Лелик долго пытается разбудить Гешу для того, чтобы съездить к шефу.
3. Ну, заяц, ну, погоди!
Анатолий Папанов известен в мире кино не только как великолепный актер, но и как мастер озвучки. Именно голосом Папанова говорит знаменитый Волк из мультфильма «всех времен и народов» «Ну, погоди». Собственно, и фраза, вынесенная в название мультфильма, также неоднократно звучит в картине в исполнении Папанова. Кстати, голос актера принадлежит Тигру Шер-Хану в советских мультфильмах про «Маугли», Людоеду в «Коте в сапогах», Репродуктору в «Паровозике из Ромашково», Нагу в «Рикки-Тикки-Тави», а также Водяному из мультфильма «Летучий корабль», о котором речь пойдет чуть позднее.
4. Свободу Юрию Деточкину!
Яркой ролью отметился Анатолий Папанов в фильме «Берегись автомобиля», где исполнил роль тестя героя Андрея Миронова с очень вредным характером. Зрителям его герой нравится на контрасте с персонажем Миронова, который торгует «из-под прилавка» дефицитной электротехникой. Другие яркие цитаты героя Папанова — Семена Васильевича Сокола-Кружкина также достойны внимания: «Я торгую клубнику, выращенную своими собственными руками!», «А у тебя ничего нет! Ты — голодранец! Ты вообще живёшь на свете по доверенности!». Знаменитое «Свободу Юрию Деточкину!» тесть Семицветова прокричал на суде по делу Юрия Деточкина.
5. Строго на север, порядка 50 метров, расположен туалэт типа «сортир», обозначеный на схеме буквами «мэ» и «жо»
Возвращаемся к «Бриллиантовой руке». Герои Папанова и Миронова долго разрабатывали план по изъятию бриллиантов из гипса Семена Семеновича. Яркий эпизод — сцена в ресторане, перед которой Лелик на плане помещения демонстрирует Геше, что и как будет происходить. Особый шик данной фразе придает не столько ее смысл, сколько произношение Папанова. Буква «е» произносится как «э», а буквы «эм» и «же» как «мэ» и «жо» соответственно.
6. Детям — мороженое, его бабе — цветы
Возможно, самая культовая фраза из фильма «Бриллиантовая рука», которую можно довольно часто услышать и в нашей повседневной жизни — так она полюбилась зрителям. Такое интересное наставление делает Лелик-Папанов Геше-Миронову, который идет обедать с семьей Горбункова-Никулина. Папанов учит своего напарника обходительности. В полной версии эта фраза звучит следующим образом: «Детям — мороженое, его бабе — цветы. Смотри не перепутай! Кутузов!». Кстати, в итоге Геша все перепутал, и сначала действительно отдал детям цветы, а «бабе» — мороженое.
7. Эх! Жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото!
Вот мы и вернулись к музыкальному мультфильму «Летучий корабль». Анатолий Папанов озвучил Водяного, настоящего романтика и философа. Его персонаж исполняет лирическую песню, в которой ключевыми словами становятся «Эх! Жизнь моя — жестянка! Да ну ее в болото!». Водяной в своей песне жалуется на свою жизнь, на окружающих его существ («пиявки да лягушки») и признается: «А мне летать, а мне летать, а мне летать охота».
8. Шоб ты жил на одну зарплату!
В страшном-престрашном сне Геши-Андрея Миронова к нему является его напарник Лелик-Анатолий Папанов. Он несколько раз ругается на неопытного товарища и кричит ему: «Шоб ты сдох! Шоб я видел тебя у гробу у белых тапках! Шоб ты жил на одну зарплату!». Передать на письме фонетику данной фразы довольно тяжело — все-таки немаловажное значение для всех культовых цитат Папанова имеет произношение и интонация. Как результат — герой Миронова просыпается с криком и в холодном поту.
9. Тебя посодють, а ты не воруй
Завершает наш список цитата из фильма «Берегись автомобиля». Дима Семицветов переживает из-за того, что он занимается незаконной деятельностью и жалуется на свою жизнь тестю — подполковнику в отставке. В свою очередь подполковник считает, что должен четко высказать в лицо Семицветову все, что он думает о нем и о его незаконных заработках. Папанов, что свойственно всем его героям, буквально за пару минут экранного времени произносит сразу несколько ставших впоследствии крылатыми фраз: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма!», «Все-таки надо тебе дать коленом. Н-надо!».