Где снимали берегись автомобиля мкад

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

По следам Юрия Деточкина: как и где снимали «Берегись автомобиля»

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Отправляемся в путешествие по улицам столицы вместе с Деточкиным и выясняем, откуда взялась идея фильма и кто мог сняться вместо Смоктуновского.

Весной 1966 года на советские экраны вышла картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» про честного и благородного жулика Юрия Деточкина. Фильм разобрали на цитаты, его оценили не только советские зрители, но и зарубежные критики: лента получила несколько премий, в том числе на кинофестивалях в Сиднее и Мельбурне. Вспоминаем великолепные актерские дуэты и путешествуем по местам съемок.

Сценарий — повесть — фильм

В начале 1960-х Эльдар Рязанов искал сюжет для нового фильма. Его «Карнавальная ночь» давно стала хитом, но последующие работы были менее успешны. Судьба, точнее студия «Мосфильм», свела Рязанова со сценаристом Эмилем Брагинским, и это знакомство стало судьбоносным для обоих. Вместе они напишут сценарии для шедевров советского кино, среди которых «Старики-разбойники», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж». Но первой совместной работой, которая принесла соавторам успех, стала лента «Берегись автомобиля».

Рязанов и Брагинский долго перебирали всевозможные сюжеты, пока не вспомнили расхожую легенду того времени о советском Робине Гуде, который угонял машины у людей, живущих «на нетрудовые доходы», продавал их, а деньги переводил в детские дома. Сценаристы попытались найти прототип героя, но вскоре поняли, что эта история — не более чем легенда. Однако от этого сюжет не стал для соавторов менее привлекательным. Как вспоминал Рязанов, был большой соблазн сделать ленту в стиле вестерна, в котором вместо лошадей были бы машины, но авторы решили подойти к задаче более тонко и создать смешную и в то же время грустную и трогательную историю, приправив ее детективными мотивами.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Как часто случалось с будущими шедеврами, судьба фильма складывалась непросто. Государственный комитет по кинематографии забраковал сценарий, в частности образ Юрия Деточкина. По мнению чиновников, советский человек не может воровать машины и при этом оставаться положительным персонажем. Он должен был обратиться в милицию вместо того, чтобы заниматься самоуправством. Тем не менее Рязанов переубедил комитет, и фильм «Угнали машину» (таким было рабочее название) даже запустили в производство. Радость была недолгой: новый председатель Госкино Алексей Романов сказал, что такой фильм снимать нельзя, ведь кино очень сильно воздействует на зрителя и после просмотра такой картины энтузиасты начнут воровать машины. Съемки приостановили, и только после того, как Брагинский и Рязанов написали по мотивам сценария сатирическую повесть «Берегись автомобиля», их снова запустили.

Актеры и герои

Главный герой — наивный и трогательный Юрий Деточкин. Днем он работает страховым агентом и играет в народном театре, а ночью угоняет машины с благой целью. Это большой ребенок с обостренным чувством справедливости, неслучайно сценаристы дали ему говорящую фамилию — Деточкин. Изначально Эльдар Рязанов хотел, чтобы Деточкина сыграл Юрий Никулин, но во время и первого, и повторного запуска съемок Никулин собирался на гастроли со своим цирком. Пробы на главную роль, помимо Никулина, проходили Леонид Куравлев и Олег Ефремов. Но Рязанов очень хотел попробовать Иннокентия Смоктуновского, который в то время пребывал в зените славы. Режиссер даже приехал в Ленинград, чтобы уговорить Смоктуновского. Тот воспринял предложение без энтузиазма, но все же через некоторое время согласился.

В пару к Смоктуновскому нужно было подобрать такого же талантливого артиста, ведь образ второго героя не менее сложен и многогранен — это следователь милиции и актер все того же народного театра Максим Подберезовиков, у которого в кабинете вместо портрета Дзержинского висит портрет Станиславского. Сценаристы предложили эту партию Олегу Ефремову, изначально претендовавшему на роль Деточкина. В итоге получился незабываемый дуэт.

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Нельзя не упомянуть еще одну великолепную пару, которая сложилась в этой картине, — Андрея Миронова и Анатолия Папанова. Актеры уже играли на сцене Театра сатиры, но в кино вместе появились впервые именно у Рязанова. Образ Димы Семицветова, продавца комиссионного магазина, торгующего из-под прилавка, оставался сыроватым, поэтому актеру нужно было завершить его. Миронов отлично справился с задачей. Анатолий Папанов исполнил роль солдафона, который не дает спуска зятю. Современники вспоминали, что Рязанову не очень нравилась манера игры Папанова, но именно его образ стал одним из самых ярких в картине, а его реплики зрители помнят и любят до сих пор: «Тебя посодют, а ты не воруй!», «Твой дом — тюрьма» и, конечно же, «Свободу Юрию Деточкину!».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля». Режиссер Э. Рязанов. 1966 год

Еще одним партнером Смоктуновского по съемкам стал Георгий Жженов. Он сыграл роль автоинспектора, который встречает Деточкина, когда тот везет на продажу очередную «Волгу». Жженов и Смоктуновский встретились еще в 1950-е в норильском театре. Именно Смоктуновский посоветовал Жженова на роль автоинспектора. Получился отличный тандем и яркая погоня с участием инспектора, Деточкина, «Волги» и мотоцикла, который подводит своего водителя. Эта «Волга» снималась еще в нескольких фильмах, в том числе в «Бриллиантовой руке» и «Трех тополях на Плющихе».

Рязанов очень серьезно относился ко всем деталям съемочного процесса. Например, специально к съемкам Иннокентию Смоктуновскому пришлось сдавать на права — до этого он не умел водить. Больше того — Ольгу Аросеву, которая исполнила роль невесты Деточкина Любы, режиссер отправил учиться на водителя троллейбуса. Таким образом режиссер добивался максимальной реалистичности.

С Деточкиным по Москве

Хотя в начале фильма закадровый голос Юрия Яковлева утверждает, что неизвестно, где произошла эта история, большинство сцен фильма снято в Москве. Да и во время разговора в пивной Деточкин рассказывает Подберезовикову, как после очередного дела он вернулся в Москву. Посмотрим, где снимали фильм и как некоторые из этих мест выглядят сейчас.

Вместе с героем мы оказываемся в центре Москвы практически с первых кадров. Юрий Деточкин ждет Любин троллейбус на Варварке (тогда — улица Разина), на фоне хорошо видно церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

Люба не особенно расположена беседовать с женихом — как мы вскоре узнаем, его бесконечные командировки кажутся ей очень подозрительными. Героиня закрывает двери троллейбуса прямо перед носом у несчастного Деточкина и направляется вниз по Варварке к площади Варварские Ворота (тогда — площадь Ногина).

На площади мы видим зебру, а сейчас все переходы здесь убраны под землю. Кстати, изменилось еще кое-что — общественный транспорт продолжает двигаться вниз по Варварке по выделенной полосе, а вот автомобили сейчас едут в противоположном направлении, то есть от Варварских Ворот в сторону Кремля.

Вместе с Деточкиным по его служебным делам мы попадаем в дом 2а на Смоленской набережной, где живет Дима Семицветов с женой. Именно здесь Деточкин приметит «Волгу» Семицветова, которую будет угонять с таким упорством.

В кадре на фоне Деточкина по Смоленскому метромосту проезжает поезд. Сейчас такой кадр поймать невозможно, потому что мост в этом месте надстроили закрытой галереей и проходящие поезда уже не видно. Кроме того, к мосту сейчас примыкает тяговая подстанция. Зато прекрасный образец сталинского ампира на заднем плане — дом 5/13 на Смоленской набережной — практически не изменился.

Здесь же снято еще несколько сцен. Пока в квартире Семицветовых идет вечеринка, Деточкин под покровом ночи предпринимает вторую попытку угона. Первую, как мы помним, сорвала сигнализация, теперь ее удалось отключить. Пока Деточкин роется под капотом, мы можем обратить внимание на темные силуэты зданий на заднем плане. Это дом с изящной башенкой, расположенный на противоположном берегу Москвы-реки (набережная Тараса Шевченко, дом 1).

А наш герой тем временем залезает в машину и попадает в капкан. Пока Деточкин, обливаясь потом и слезами, пилит его, вечеринка Семицветовых подходит к концу и толпа гостей навеселе вываливает к машине. Подъезд, из которого выходит компания, изменился, но все еще узнаваем. Деревянную дверь со стеклами сменила обыкновенная железная, появился козырек, а колонны стали гладкими.

Итак, угнать машину снова не получается, несчастный Деточкин хромает к невесте: «Люба, понимаешь, кругом понаставили капканов». Но герой вернется сюда еще раз, и ему не помешает даже гараж, который поставили Семицветовы. Деточкин нанимает автокран, поднимает гараж и наконец увозит «Волгу». Интересно, что рассказали о таком дерзком способе угона машины Рязанову в милиции, и он решил использовать идею в своем фильме. Кстати, история о человеке, который ставил капкан на жулика, тоже подлинная.

А мы немного вернемся назад и рассмотрим еще одну интересную локацию съемок. У Димы Семицветова еще есть машина, и он ездит на ней на работу в комиссионный магазин. Снимали в настоящей комиссионке, магазин располагался на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки (тогда — улица Дзержинского) и Рождественского бульвара.

В этих сценах за Семицветовым очень комично следит Деточкин: надвигает шляпу на лоб, прячется за углом и вообще действует с очень серьезным выражением лица. Когда Деточкин переходит через бульвар, в кадр попадает угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Храм закрыли в конце 1930-х, сняли кресты и разобрали ограду. Здание отдали тресту «Артикпроект», в 1950-х годах здесь разместили музей «Советская Арктика», а с 1960-го — Музей морского флота СССР. Православной церкви храм вернули только в 1991 году.

Одна из самых ярких и динамичных сцен — погоня автоинспектора за Деточкиным. Здесь за рулем неопытного водителя Смоктуновского, конечно, заменил каскадер. Он выполнял все трюки — проезжал под автоцистерной, заезжал на движущуюся платформу тягача. Все это снимали не в Москве.

А на улицах столицы развернулась, возможно, менее зрелищная, но не менее динамичная погоня. На очередной украденной «Волге» герой едет в сторону площади Маяковского (теперь — Триумфальная) по Садовому кольцу в районе пересечения с Цветным бульваром. Там еще нет Самотечной эстакады, ее начнут строить только в 1967 году. На светофоре Люба видит Деточкина и начинает его преследовать на троллейбусе. Внимательный зритель заметит, что в какой-то момент герои оказываются на другой стороне Садового кольца и двигаются уже в противоположном направлении. В конце они сворачивают в Большой Каретный переулок (тогда — улица Ермоловой), и Любе приходится остановиться, потому что контактная линия закончилась и у троллейбуса слетают рога.

Заключительную сцену снимали на Крымской эстакаде. В кадр попали Провиантские склады, в которых тогда находилась автобаза армейского Генштаба. Один из операторов картины Анатолий Мукасей (вторым был Владимир Нахабцев) вспоминал, что эту сцену снимали из кабины троллейбуса. После фразы Смоктуновского «Здравствуй Люба, я вернулся», которой заканчивался фильм, операторы не стали выключать камеру, актер тоже продолжил игру. В результате вся эта немая сцена вошла в итоговый монтаж и советский кинематограф пополнился невероятно трогательным, сильным и в то же время очень простым и человечным финалом.

Несколько лет назад, в 2006 году, ЖЖ-юзер pifulya опубликовал замечательный киноразбор любимого многими фильма «Берегись автомобиля». Увы, это единственная запись в его журнале. И по всей вероятности автор на просторах ЖЖ гость не частый. Нам очень захотелось, чтобы его труд оценило как можно больше народа, поэтому мы решили опубликовать его работу в нашем сообществе, дополнив некоторыми кадрами из фильма и небольшими пояснениями

Я попытался найти места, снятые в фильме в сегодняшней Москве…

Первые кадры Москвы мы уже видим на 8-ой минуте фильма, когда Деточкин стоит на ул. Разина (сейчас это ул. Варварка) и ждет троллейбус Любы (съемка проходила в 2 этапа, в августе и сентябре 1965 г.):

Стоит отметить, что и снимок 2006 года уже стал своего рода историческим. В кадре мы видим подъемные краны — начался разбор гостиницы «Россия» — прим. ПрогулКино.

Люба не изъявила желание разговаривать с Деточкиным :-) и мы видим троллейбус спускается к тогдашней площади Ногина (сейчас Варварские ворота). Кстати, троллейбус уходит то уже совсем другой, судя по номеру (подъехал 413, а уехал 478). Съемка 24 августа 1965 г.

По подземному переходу тут еще не ходили, зато зебра пешеходного перехода на том же месте, но под другим углом :-)

13-ая минута фильма, когда Деточкин страхует имущество Димы (А. Миронов. Эта сцена снималась, как и другие квартирные — в павильоне зимой 28 декабря 1965 г.), потом он спускается на улицу и впервые видит его Волгу. На заднем плане мы видим метромост (по нему как раз проходит поезд) с характерным освещением в виде круглых плафонов в больших черных вазах (этот эпизод снимался совсем в другое время). В Москве всего 2 метромоста, один из которых — на Ленинских горах мы сразу вычеркиваем. Остается метромост в районе м. Киевская — м. Смоленская, расположенный между Новоарбатским мостом и Бородинским. (UPD: с количеством метромостов автор разбора, конечно немного ошибся. Их в Москве пять, а не два — ещё есть между Автозаводской и Коломенской, и два через Яузу — один на красной ветке между Сокольниками и Преображенской площадью, и ещё один между Бабушкинской и Медведково. — прим.)Здание на заднем плане выглядит точно также и сейчас.

К сожалению такой ракурс снять уже не получилось, так как сейчас поезд при съезде с моста идет уже по надстроенному тоннелю, который закрывает то, что мы видим в фильме. Мы еще вернемся в этот район, здесь еще будет один сюжет, но о нем позже.

Идем далее..

14-ая минута фильма. Дима (А. Миронов) едет в Волге по улице, сворачивает на лево и останавливается (съемки 6 августа 1965 г.). Перед самым поворотом по правой стороне на углу мы видим что то белое типа церкви и сразу за ней уже по той улице, где он остановился какой то памятник — мужик со штурвалом :-). Далее он пересекает улицу (тут обращаем внимание на рельсы, т.е. по нему в то время ходил трамвай и заходит в угловое здание с вывеской «Комиссионный магазин». Справа от вывески висит табличка с названием улицы, присматриваемся… Сретенка. Что то белое типра церкви — это ХРАМ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ПЕЧАТНИКАХ НА СРЕТЕНКЕ. Церковь была закрыта после 1917 года. 12 января 1960 года в этом здании открылась выставка «Морской флот СССР». Позже, на 23 минуте фильма мы увидим часть вывески со словами «…флот СССР», когда таксист подходит к ларьку и покупает сигареты. Эти сцены снимались с 17 по 20 августа 1965 г.
А продавца сигарет в киоске вообще снимали 6 августа.

Волга едет по Сретенке и поворачивает у храма налево

Дима выходит из Волги. Слева стоял табачный ларек, памятника какому то моряку уже естесственно нет.

Припарковав Волгу, он направляется в Комиссионный магазин, пересекая Рождественский б-р. Сейчас на месте комиссионного магазина (угловое здание) магазин «Цветы на Сретенке».

Деточкин следит за ним, спрятавшись за углом храма (на заднем плане домик с надписью «Кабак», этот домик и сейчас там) и потом переходит дорогу. Этот эпизод снимался в начале сентября 1965 г.).

Вид на Сретенку:

Эпизод в комиссионке, когда Дима (Миронов) впаривает магнитофон Грундиг покупательнице (Г. Волчек) снимался повторно (первый вариант был с другой актрисой) 15 марта 1966 г. в 1-ом павильоне «Мосфильма» до поздна.

Далее перемещаемся в квартиру Димы, где полным ходом идет вечеринка. Деточкин в это время открывает капот Волги и отключает сигналку. На этом кадре хорошо видны очертания больших зданий на противоположенном берегу Москвы-реки (наб. Тараса Шевченко,1)

Как вы уже догодались, мы снова у метромоста (на этом кадре с капотом он находится справа от нас). Вечеринка закончилась и хозяева с толпой гостей выходят пьяные из подъезда д2А по Смоленской набережной. Обратите внимание, перед подъездом сохранился люк колодца:

Потом они поворачивают налево заугол и перед нами слева стена дома, а впереди Волга и за ней метромост:

Эпизод, когда пьяные гости просят прокатить их на Волге снимался 15 октября 1965 г. Потом, когда машина с гостями отъезжает мы видим вот такую картину:

Обратите внимание на здания на другом берегу. Точный ракурс передать невозможно, так как там стоят много гаражей.. В фильме мы видим типа шпиля и по бокам такие резные башенки широкие, левая сохранилась (причем она от другого здания), а вот справа такой нет сейчас…загадка…

Этот эпизод снимался 9 сентября 1965 г. Гости разошлись, хозяева пошли спать, а наш Деточкин, хромая (съемки эпизода, когда он освободился от капкана велись уже 29 сентября) побрел вдоль метромоста (мост слева). Обратите внимание сколько домиков было по правую сторону, которых уже нет:

Как я уже говорил, надстроили тоннель, поэтому поезд, спускающийся с метромоста сейчас не виден, но на кадре из фильма его хорошо видно. Также обратите внимание, над вторым фонарем слева видна часть башенки, ее видно хорошо и на современной фотографии.

Далее по фильму целый сюжет на природе, где идет строительство дачи, наслаждаемся блестящим актерским дуэтом Миронова и Папанова. Сюжет снимался в Нахабино.

Ночной сюжет с подниманием гаража и угоном опустим,так как позже все это мы увидим уже утром, когда обнаружится пропажа Волги.

Итак наступило утро, Дима с женой прибегают к гаражу и просят соседа (Невинный) посмотреть их Волгу (кстати заметьте, мужик в руках держит тряпку белого цвета, а когда открывается гараж, в это время у него в руках уже черная тряпка :-) ). В тот момент когда они только подходят к соседу, отчетливо на заднем плане видим большой дом с вывеской Магазин «Турист» (набережная Тараса Шевченко, 3)

В тот момент, когда они подходят к гаражу, на заднем плане проезжает 2 поезда метро. Первый идет слева направо и в горку и тут же второй справа налево и с горки. Это говорит о том, что Москва-река находится справа в кадре, т.е. получается, что гараж поставили и снимали уже с другой стороны метромоста, противоположенной той, где их дом. А дом виден как раз на заднем плане после проезда поездов. Эту сцену снимали 23,25,26 октября 1965 г.

Далее по фильму идет знакомство Деточкина с гаишником (Г. Жженов): 7 сентября 1965 г. на 35-м км. Киевского шоссе снимали эпизод, где Деточкина тормозит гаишник на мотоцикле и просит помочь завести мотоцикл. Далее гаишник провожает до почтового отделения в здании гостиницы. Тут можно заметить, что на стекле написано «291 отделение связи». Потом гаишник проверяет машины. Это снималось в Шереметьеве с 30 сентября по 1 октября 1965 г. Ну а потом знаменитая погоня, в которой кстати есть несколько забавных киноляпов. Трюковые сцены погони с участием каскадеров снимались на пересечении Внуковского шоссе и МКАД, на Машкинском шоссе (сцена проезда Волги под трубовозом снималась 5 августа 1965 г.). Отдельные моменты проезда Деточкина снимались на Куркинском шоссе (22 октября).

Известно, что сюжет в троллейбусном парке поздно ночью снимался в Филевском троллейбусном парке 9 ноября 1965 г. Далее сожет, когда Деточкин решил завязать и выбросив все свои бумаги, перчатки и шляпу в Москву-реку, сидит довольный под мостом. С этим сюжетом проблем не было:

Деточкин сидит под Большим Устинским мостом, на заднем плане и левее — высотка, в которой Кинотеатр «Иллюзион». Тут же, но по другую сторону моста у воды снимали сцену, когда он вылавливает из воды свои бумаги, перчатки и шляпу. К сожалению точный ракурс не передать, тогда бы пришлось залезть в воду :-)

Следующий интересный сюжет, на который хотелоь бы обратить внимание — это проезд Деточкина на Волге по Садовому кольцу. Вся эта погоня с троллейбусом снималась в середине июля и в начале сентября 1965 г. Все начинается с того, что Волга едет как раз в том месте, где через 2 года, в 1967 г. будет начинаться эстакада у м. Цветной бульвар. Волга едет в сторону м. Маяковская.

На светофоре Люба в троллейбусе замечает рядом Волгу Деточкина. Это место как раз в метрах в 40 до начала современной эстакады. Ну а потом начинается погоня. А вот конец погони снимался уже в противоположенном направлении на Садовом кольце, Люба сворачивает за Волгой направо по ходу движения на улицу Ермоловой (сейчас — Большой Каретный пер.). Камера направлена из переулка немного под углом на Садовое кольцо. Сейчас в этом месте как раз начинается Самотечная эстакада.

Ну а дальше Деточкин звонит из будки следователю — своему другу по театру (Ефремов). Тот с ним разговаривает около окна в доме на Арбатской площади. Из окна виден ресторан «Прага» и наземный павильон станции «Арбатская» Филевской линии

Эпизод, когда Деточкин идет в прокуратуру и подходит к подъезду снимался на Лермонтовской площади (сейчас площадь Красные Ворота).

В ДК завода «Каучук» на Плющихе снимались кадры выступления режиссера (Евстигнеев) с его знаменитой фразой «А не пора ли нам замахнуться на …».

Парадный вход ДК снимался вообще в Одессе, так же как и пивной бар в котором заседали Деточкин и следователь.
Эпизоды суда снимались в павильоне «Мосфильма» 15 февраля 1966 г. А крылатую фразу «Свободу Юрию Деточкину Папанов произносит 17 февраля 1966 г. там же.
А выступление начальника Деточкина и последнее слово подсудимого снимали 19 февраля.

Ну и заканчивается фильм так. 3 марта 1966 г. Камера снимает со здания, внизу в кадре эстакада, слева Таганская площадь, впереди Николоямская улица, вдалеке видна высотка, в которой кинотеатр «Иллюзион». Чтобы снять такую панормаму, придется проникнуть на какой нибудь этаж здания :-(

А далее слепили совершенно разные места :-). Камера поворачивает направо и мы видим троллейбус Любы, который едет по эстокаде. Она выехала из под Таганской площади и далее должен быть съезд вниз с эстакады, но нам показывают Любу в кабине троллейбуса, за ней мелькает здание кольцевой станции метро «Парк культуры». Т.е. она уже едет по эстакаде над Садовым кольцом. Впереди на эстакаде на ее пути стоит Деточкин, на заднем плане правее видно здание радиальной станции метро «Парк культуры».

25 мая 1966 г. приказом председателя Кинокомитета участники съемок были награждены денежными премиями. Так, И. Смоктуновский получил 100 рублей,
О. Ефремов — 70 руб., А. Папанов — 60 руб., А. Миронов, О. Аросева и
Г. Жженов — 50 руб., Т. Гаврилова — 40 руб.

Согласно финансовым документам общая смета фильма составила
312 тысяч 300 руб. вместо запланированных 309 тыс.

Фильм «Берегись автомобиля» вышел в широкий прокат в сентябре 1966 г. и собрал в прокате 29 миллионов зрителей. Однако на родных кинофестивалях картину почему-то упорно не замечали, зато за рубежом он собрал кучу всевозможных призов. Так было на фестивалях в Эдинбурге и Сиднее (все — 1966), в Мельбурне (1967) и Картахене (1969), где И. Смоктуновскому была вручена премия за лучшее исполнение мужской роли. Кроме этого, по опросу читателей журнала «Советский экран» Смоктуновский был назван лучшим актером 1966 г.

Как я уже говорил, надстроили тоннель, поэтому поезд, спускающийся с метромоста сейчас не виден, но на кадре из фильма его хорошо видно. Также обратите внимание: над вторым фонарем слева видна часть башенки, ее видно хорошо и на современной фотографии.

Далее по фильму целый сюжет на природе, где идет строительство дачи, наслаждаемся блестящим актерским дуэтом Миронова и Папанова. Сюжет снимался в Нахабино.

Ночной сюжет с подниманием гаража и угоном опустим, так как позже все это мы увидим уже утром, когда обнаружится пропажа Волги.

Итак наступило утро, Дима с женой прибегают к гаражу и просят соседа (Невинный) посмотреть их Волгу (кстати заметьте, мужик в руках держит тряпку белого цвета, а когда открывается гараж, в это время у него в руках уже черная тряпка :-) ). В тот момент, когда они только подходят к соседу, отчетливо на заднем плане видим большой дом с вывеской Магазин «Турист» (набережная Тараса Шевченко, 3)

история, москва, мкад, дорога, траспорт

Московская кольцевая стала местом съемок многих фильмов. Кадр из фильма «Берегись автомобиля». 1966

Москва – город концентрический. Век за веком он прирастал кольцами фортификационного характера: Китай-город, Белый город, Земляной город, Камер-Коллежский вал. По линии последнего в начале ХХ столетия проложили трассу Окружной железной дороги. Но она недолго оставалась границей города, чье население после революции стремительно увеличивалось. До войны ряд районов Москвы уже находились за пределами МОЖД. И 60 лет назад в столице появилось новое кольцо – автомобильное. 18 августа 1960 года вышел Указ Президиума Верховного совета РСФСР «О расширении городской черты и изменении административно-территориаль­ного деления города Москвы». Территория столицы в одночасье увеличилась более чем вдвое, на 22% выросло население. В черту города вошли пять подмосковных городов, множество поселков и деревень. Новой границей мегаполиса стала 109-километровая Московская кольцевая автодорога.

Проектирование МКАД началось еще в 1937 году организацией, входившей в систему НКВД. Правда, до войны начать строительство не успели. Но в 1941 году в ускоренном темпе была построена временная дорога, которая использовалась в оборонных целях. После войны бывшая рокада долгое время пребывала в полузаброшенном состоянии. И лишь в конце 50-х практически по той же трассе начали строить новую дорогу. Замкнулось кольцо в 1962 году.

В то время это была лучшая дорога в стране. Помимо двух полос для движения в каждом направлении на дороге было сооружено 46 пешеходных переходов, существовали специальные съезды и «карманы» для стоянки машин, мотели. Изначально автотрасса представляла собой две дороги (по две полосы в каждую сторону), разделенные 4-метровой полосой. Разделительного ограждения, освещения и безопасных пешеходных переходов тогда еще не было.

С постройкой кольцевой автомагистрали город разгрузился от излишних транзитных потоков. Дорога проходит в радиусе 20–25 км от центра города и соединяет все шоссе, идущие в Москву. Кинозрители помнят, что на «лепестковых» развязках МКАД снимались сцены популярных фильмов 60-х годов «Берегись автомобиля» и «Кража».

На присоединенной территории развернулось широкое строительство. Возникли новые крупные жилые массивы, обширные парки. В начале 60-х в некоторые из этих районов пришло метро. Однако город не мог быстро «переварить» все новоприобретенные пространства. Огромный прирост свободных площадей спровоцировал гигантоманию у проектировщиков. Застройка кое-где стала слишком редкой, улицы и проспекты непомерно расширились. Вплоть до 80-х годов значительная часть новых территорий оставалась неосвоенной: там находились пустыри, свалки, огороды. Некоторые поля – в частности, близ Матвеевского – по-прежнему принадлежали подмосковным совхозам.

Сотни тысяч жителей области, никуда не переезжая, в 1960 году стали москвичами. Поменяли имена и многие улицы. Началась борьба с топонимами-двойниками. Вместо стандартных Советских и Колхозных улиц появлялись улицы, носящие имена ученых, писателей, путешественников, революционеров. Случались и переименования в романтическом вкусе. Например, улица Тургенева в городе Бабушкин стала улицей Вешних Вод.

Избавлялись и от неблагозвучных названий. Так, бывший Мазутный проезд (назван по находившимся там с дореволюционных времен хранилищам акционерного общества «Мазут») переименовали в идеологически выдержанную улицу Павла Корчагина. Переименованы были, само собой, и все существовавшие в этих городах Московские улицы. Но многие старые улицы, переулки и тупики попросту исчезли, растворившись в микрорайонах новостроек.

Некоторые города, вошедшие в 1960 году в черту столицы, имели богатую «домосковскую» историю. Так, первые упоминания о селе Кунцеве относятся к середине ХV века. Этой усадьбой в разные годы владели знаменитейшие дворянские семьи – Мстиславские, Милославские, Нарышкины. В Кунцеве в ХVIII веке был возведены дворец и церковь, разбит парк, украшенный беломраморными статуями. Имение посещали императрица Екатерина II и ее гость – прусский король Фридрих-Вильгельм III. Эта местность в конце ХIХ столетия стала популярнейшим дачным поселком. Перед революцией имение Кунцево принадлежало известному промышленнику и меценату Козьме Солдатенкову. В конце 20-х Кунцево – уже город, районный центр. На момент включения в состав Москвы его население превышало 110 тыс. человек.

30-16-2350.jpg
А некоторые областные городки после ее 
строительства стали столичными районами. 
Например, город Бабушкин вместе с улицей 
Коммунистической – ныне Минусинской. 
Фото Евгения Никитина

Еще в 1944 году в город Тушино провели линию московского трамвая. Ветка связывала станцию метро «Сокол» с Тушинским машиностроительным заводом и другими местными предприятиями. Заводы давно позакрывались, но трамвай ходит по этой трассе и сегодня.

Промышленный город Люблино был в 50-е годы знаменит своим архитектурным ансамблем малоэтажной застройки, даже получившем на одном из конкурсов первую премию. Дома эти строились в едином стиле, в простых классических формах, напоминающих застройку русских провинциальных городов ХIХ века. «Зеленые насаждения опоясывают все жилые дома квартала; таким образом, перед окнами каждой квартиры находится свой небольшой палисадник. Угловые квартиры имеют веранды, из них в первом этаже устроены выходы в палисадники», – сообщал архитектурный журнал. Жаль, что от этого комплекса почти ничего не сохранилось до наших дней.

Вместе с предприятиями и рабочими кварталами города Перово в состав Москвы вошли многочисленные деревянные домики в 1–2 этажа – бывшая дачная местность Новогиреево и жилье служащих Горьковской железной дороги. Теперь эти постройки можно увидеть только на старых фотографиях и архивных картах. Помнят их и москвичи среднего и старшего поколений, выросшие в этих местах.

Близ строящейся Кольцевой автодороги находились и бывшие лагерные бараки – наследие ГУЛАГа. В одном из них в поселке Лианозово жил в 50-е годы с женой и детьми художник Оскар Рабин. Будущий корифей нонконформистского искусства работал в ту пору десятником на разгрузке железнодорожных вагонов (поблизости строили Северную водопроводную станцию). Его комната в убогом деревянном доме по соседству с пакгаузами и помойками стала первой студией мастера, а заодно и литературно-художественным клубом, где рождалась «лианозовская школа».

Постепенно на месте бывших подмосковных городов и рабочих поселков, пустырей и огородов выросли современные жилые кварталы, спортивные объекты. На месте бывших усадеб возникли просторные лесопарки, зоны отдыха. К Москве присоединялись все новые и новые «замкадные» районы – Солнцево, Внуково, Бутово… Самое масштабное в истории увеличение территории столицы произошло в 2012 году, когда граница города была отодвинута далеко на юго-запад и достигла пределов Калужской области. «Новыми москвичами» при этом стали четверть миллиона человек. 

Картина Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» вышла на советские экраны весной 1966 года. В культовом фильме запечатлено множество столичных локаций, которые москвичи могут посетить по сей день.

Зритель оказывается в центре Москвы с главным героем трагикомедии Юрием Ивановичем Деточкиным практически с первых кадров. Герой ждет Любин троллейбус на Варварке, которая в то время называлась улицей Разина. На этом фоне можно разглядеть церковь Георгия Победоносца на Псковской горе.

Служебными делами Деточкин занимается на Смоленской набережной, дом 2. Именно в этом месте персонаж заметит «Волгу» Семицветова, которую позже будет упорно пытаться угнать.

Названы знаковые места Москвы, где снимался фильм «Берегись автомобиля»

кадр из фильма «Берегись автомобиля»

В этом же районе было снято еще несколько знаковых сцен. Так, пока в квартире Семицветовых проходит вечеринка, Деточкин во второй раз пытается угнать автомобиль. Пока герой занят своими делами под капотом, на заднем плане виднеется дом с изящной башенкой, расположенный на набережной Тараса Шевченко.

Кроме того, Дима Семицветов ездит на работу в настоящий комиссионный магазин на Сретенских Воротах, на пересечении Большой Лубянки и Рождественского бульвара.

Когда Деточкин следит за Семицветовым, в кадре мимолетно можно разглядеть угол храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках.

В очередной динамичной сцене герой мчится по направлению к Триумфальной площади по Садовому кольцу. Именно в этот момент Деточкина замечает Люба и начинает преследовать его на троллейбусе до Большого Каретного переулка.

Заключительную сцену картины снимали на Крымской эстакаде. В кадре зрители могут рассмотреть Провиантские склады, в которых на момент съемок располагалась автомобильная база армейского Генштаба, рассказали на официальном сайте мэра Москвы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Где сейчас дешевые автомобили купить
  • Где снимали берегись автомобиля где снимали на море
  • Где смотреть номер шасси автомобиля
  • Где сейчас делают автомобили зил
  • Где снимали берегись автомобиля в москве